Прошлому земли зехновской посвящается…

Дневник памяти

Благодаря ему удалось выяснить, что в период с 28 по 31 мая 1984 года группа учащихся 5-7 классов этой школы в составе 20 человек совершила четырёхдневный 32-километровый пеший поход по маршруту Зехново-Жук-Коптево-Земцово-Селижарово-Сорокино-Зехново под руководством учителей М.М. Силованова и Е.В. Григорьевой. Ребята прошли рубежом обороны, встретились с живыми свидетелями суровых военных лет, помогли жителям деревни Сорокино уложить дрова, познакомились с растительным миром и рельефом реки Селижаровки.


А, вернувшись из похода, изложили все его особенности в дневнике. И для того, чтобы ближе понять внутренний мир поколения девчонок и мальчишек 80-х годов двадцатого столетия, мне хочется привести несколько маршрутных записей дневника.
«28 мая. Зехново-Жук-Яровынька – берег р. Селижаровка.
Подготовку к походу мы начали заранее. Мы знали, что во время войны враг не был в нашей деревне, но следы прошедшей войны мы встречали. Нам хотелось узнать, где были остановлены фашисты? Поэтому мы и выбрали этот маршрут похода.


За неделю до его начала мы распределили обязанности, составили список необходимых продуктов, ознакомились с правилами поведения в походе. Утром в день похода мы закупили необходимые продукты, упаковали снаряжение, собрали медицинскую аптечку…
В деревне Жук сделали небольшой привал, поправили снаряжение. Здесь же нам повстречались первые следы войны – немецкая каска.
…Идти было трудно. Шёл дождь, капало с деревьев, но мы не унывали. Вадим Силованов всю дорогу пел песни, хотя дождь только усиливался.


Поэтому в три часа дня, выбрав хорошее место на берегу реки, мы разбили лагерь. Несмотря на дождь, быстро поставили палатки, развели костёр, стали готовить обед.
На обед наши повара приготовили суп, тушёный картофель с мясом и чай с печеньем. Обедать пришлось в палатках, ибо дождь всё не утихал. Потом отдыхали в палатках. Некоторые ребята прямо на дожде сушили одежду у костра.


29 мая. Берег р. Селижаровки-Панино-Хилово.


Встали в 8 часов утра. Быстро приготовили на завтрак макароны с тушёнкой, чай и стали собираться в путь. Дорога была разнообразная, то вилась вдоль высоких берегов реки, то заходила в болотистые места. Идти было нелегко. В некоторых местах ребята провалились в грязь по колено. Иногда приходилось пробираться сквозь густые заросли.


По дороге сделали два привала. Вскоре болотистые места кончились, начались сосновые боры. В 14.10 мы вышли к колхозному полю близ деревни Панино. Лагерь же разбили у деревни Хилово, насчитывающей всего 7 домов.


Из беседы с местной жительницей Елизаветой Васильевной Веселовой мы узнали, что немцы дальше этой деревни не прошли, значит, мы на рубеже обороны 1941 года. Во время войны деревня Хилово была сожжена немцами, которые заставили местных жителей жить в окопах, а потом разрешили перебраться в сараи.
Вокруг деревни множество окопов, противотанковых рвов, остатков блиндажей. Перед началом наступления наших войск, всех жителей выгнали за Волгу, а потом часть их угнали в Германию.


После войны Елизавета Васильевна вернулась в родную деревню и 19 лет жила с семьёй в маленьком сарае. Муж её погиб на войне.
Далее мы выяснили, что по левому берегу реки Селижаровки немцы не могли обойти наших, так как там были непроходимые леса и болота. Рубеж обороны тянулся от деревни Хилово до деревень Панино и Земцово. В Панино немецкие войска стояли два с половиной месяца и в Земцове столько же.


В д. Панино они успели сжечь только один дом и были отброшены в ходе наступления наших войск назад за Волгу. В настоящее время у д. Панино находится братская могила. Здесь были очень сильные бои и потом очень долго при вспашке земли местные колхозники находили останки погибших людей. Всё это мы узнали от местных жителей…


После ужина мы опять пошли осматривать рубеж обороны. Весь лес был в воронках, остатках блиндажей. Старые сосны были все иссечены осколками. А глубокий противотанковый ров растянулся на два с лишним километра. Здесь же в лесу мы нашли камень, похожий на могильную плиту. На нём просматривалась какая-то надпись. Было уже темновато, и мы решили осмотреть камень на следующий день. Вернулись в лагерь в 23.15 и почти мгновенно уснули.


30 мая. Хилово-Микулино-Шихино-Селижарово.


Утром следующего дня проснулись рано, в 7.00. Пока повара готовили завтрак, мы собирали палатки и другое снаряжение. Быстро позавтракав, мы тронулись в путь. Сначала дорога шла сосновым бором, потом вывела нас на крутой берег Селижаровки.
В бору мы увидели множество следов войны: поросшие лесом окопы, блиндажи, противотанковые рвы. Ещё раз осмотрели камень, обнаруженный накануне. Утром буквы на камне были видны лучше, чем вечером.


На высоком берегу реки Селижаровки нам встречались развалины дотов. Потом вошли в деревню Микулино, где с удовольствием залезли на большой камень, находившийся почти на середине реки. До него мы добирались вброд, с трудом преодолевая сильное течение.
Недалеко от Микулино расположена деревня Шихино, где в годы войны находился штаб одной из фашистских частей. Местность в округе оказалась очень холмистой, и от постоянных спусков и подъёмов мы сильно устали. Поэтому были рады, когда к 12 часам вышли к окраинам посёлка Селижарово.


Селижарово – большой и красивый посёлок. Мы побывали на братской могиле и почтили память наших воинов, погибших в боях за эту землю. Едва успели на автобус, следующий до деревни Сорокино, куда он доставил нас минут за двадцать. Быстро разбили лагерь на живописном берегу. Рядом было много дров от старых засохших яблонь. Поэтому обед приготовили быстро…


Потом нас ждала встреча с местным жителем С.П. Поташенковым, от которого узнали, что взять Сорокино немцам так и не удалось. Последней деревней, которой им удалось овладеть, была деревня Земцово, со стороны Селища враг захватил деревню Хотошино. Разведка немцев была вблизи деревни Сорокино, но, убедившись в прочности оборонительных рубежей, враг отказался от её штурма.
Ужинали в 20.30, а после ужина ещё долго сидели у костра в эту последнюю ночь нашего похода. Легли спать уже после двенадцати.


31 мая. Сорокино-Зехново.


Вставать в 6 часов утра было архитрудно. Но даже с полузакрытыми глазами снаряжение собрали очень быстро, также быстро позавтракали и отправились на автобусную остановку. За двадцать минут рейсовый автобус Селижарово-Осташков доставил нас в Зехново.


В походе, конечно, хорошо, но дома лучше!»
Вот так, неожиданно завершается походная летопись учащихся Зехновской восьмилетней школы. Её авторы Игорь Силованов и Иван Котов поделились эмоциями всех участников похода. Походы ребят по родному краю, по фронтовым дорогам малой родины в советские времена были неотъемлемой частью учебного процесса. И я уверен, что практические навыки, приобретённые ребятами в непростых условиях, пригодились им на всю последующую жизнь, научили мальчишек и девчонок взаимовыручке, чувству коллективизма, ответственности, патриотизма.


Ведь даже однажды соприкоснувшись с героическим прошлым своей страны и родного края, они навсегда познали цену той великой победы, которая досталась нам огромной ценой. Ценой неимоверных потерь, исковерканных человеческих судеб, разрушений и невзгод.

Уцелевший в огне

Казалось бы, деревню Зехново миновала война. Оказавшись на перепутье смертельно опасных событий, она осталась целёхонька, хотя приютила на своей территории целый авиационный полк.
Этот известный многим факт подтвердили не только социальные сети, но и неутомимый зехновский педагог и краевед Михаил Михайлович Силованов. Он хорошо помнит имена и фамилии большинства жителей деревни, прошедших дорогами войны, переживших голод и страдания суровых для нашей страны лет, здесь, в тылу.

-В самой школе в годы войны размещался военно-полевой госпиталь. И теперь десятки советских воинов, сложивших свои головы в боях с фашистами, нашли вечный покой в братской могиле на окраине деревни Зехново, – грустно вздыхает Михаил Михайлович.


Он же воскресил в моей памяти и другую нашумевшую историю, напрямую касающуюся сына И.В. Сталина – Василия.

-В 1942-43 годах в деревне Нелегино, как и в соседних деревнях Дулово и Александрово, были расквартированы лётчики. Сам же командир полка Василий Сталин, которому едва перевалило за двадцать, разместился в доме фронтовика Ефима Агеева.


В 1942 году по ранению Ефим прибыл на поправку в родное Нелегино, но в свой дом он так и не попал. Туда его просто-напросто не пустила охрана Сталина, а, разобравшись в ситуации, объяснила солдатику, что его любимая жена Катерина временно проживает в бане.


-После выздоровления Ефим Агеев вновь вернулся на фронт, прошёл войну до победного конца, работал в местном колхозе и охотно делился воспоминаниями на встречах со школьниками, — рассказывает Силованов.


-Он-то и пригласил меня сразу же после страшнейшего апрельского пожара в деревню Нелегино, чтобы увидеть чудом уцелевший легендарный дом Василия Сталина.


К сожалению, с селигерской землёй связаны не только ратные подвиги лётчиков сталинского авиаполка. Был ещё и случай на рыбалке на реке Селижаровке, на которую вместе с полковником Сталиным апрельским днём 1943 года отправились Герои Советского Союза, подполковник Власов, капитаны Баклан, Котов, Долгушин и ещё несколько стражей неба.


Добыть рыбки лётчики намеревались по-лёгкому, с помощью взрывоопасных предметов. Один из снарядов взорвался прямо в руках заряжающего, разорвав его на части, ещё несколько пилотов получили ранения, в их числе и Василий Сталин.
Его отец только через два месяца узнал о ЧП на Селижаровке и 26 мая 1943 года своим приказом освободил сына от командования полком.


Мне же по сей день удивительно, почему сын главы великого советского государства оказался в пекле событий Великой Отечественной войны, при этом Василий Сталин никогда не прятался за спины своих подчинённых, а смело вёл их в атаку.
И лучшим доказательством того может стать официальный документ – Наградной лист Гвардии полковника, командира 33-го Гвардейского истребительного авиационного полка Сталина Василия Иосифовича, 1921 года рождения, грузина, состоящего в Красной Армии с 1939 года, члена ВКП(б), участвующего в боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.


«По инициативе Гвардии полковника Сталина В.И. в мае 1942 г. был сформирован 4.34 ИАП. В течение трёх недель, работая с большим напряжением, полк, при личном участии Гвардии полковника Сталина, провёл тренировку лётного состава и был подготовлен для ведения боевой работы.


В июне 1942 года 4.34 ИАП был перебазирован в район Валуйки и вступил в боевую работу на Харьковском направлении. С тех пор полк непрерывно участвует в боях на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Калининском и Северо-Западном фронтах.
За образцовое выполнение боевых заданий в ноябре 1942 года 4.34 ИАП был преобразован в Гвардейский истребительный полк. Из состава полка пять человек удостоены звания «Герой Советского Союза» и 61 человек награждён орденами и медалями Союза ССР.
Гвардии полковник Сталин на протяжении всего периода боевой работы полка систематически следил за его подготовкой, лично руководил боевыми операциями и обучением молодого лётного состава.


За отличную подготовку лётного состава полка и личное руководство боевыми операциями истребителей под Харьковом и Сталинградом Гвардии полковник Сталин награждён орденом Красного Знамени.


В феврале 1943 года Гвардии полковник Сталин вступил в командование 32-го Гвардейского истребительного авиаполка.
Под его руководством полк, участвуя в Демянской операции на Северо-Западном фронте, произвёл 566 вылетов, из них 225 боевых. Проведено 28 воздушных боёв, в результате которых сбито 42 самолёта противника.


За большую и плодотворную работу по подготовке 32 ГИАП, за образцовое руководство боевыми действиями полка в Демянской операции, лично проявленные мужество и отвагу в воздушных боях с противником Гвардии полковник Сталин В.И удостоен правительственной награды — ордена Красного Знамени. – Командир 210-й Истребительной авиадивизии – полковник Ухов.
Март 1943 г.»


Возвращаясь из деревни Нелегино, мой гид Михаил Силованов неожиданно свернул в ближайший перелесок, наполненный тёплым апрельским солнцем, и здесь, рядом с бывшей армейской землянкой, мы без труда обнаружили свидетельства далёкой войны, часть ящика от патронов, элементы пулемётной ленты. Значит, война была не такая уж и далёкая, как многим это кажется. И начиналась она сразу за деревней Зехново.


Олег СЕВЕРОВ
Фото автора и
из архива М. Силованова

dofollow { display: none; } .xyz

Добавить комментарий