Чтобы совершить столь стремительный прорыв за малый срок, человек должен обладать особым художественным видением и талантом, относится к миру со зрелой почтительностью, но смотреть на него с тем восхищением, с каким мы смотрим в самые первые годы жизни.

– Сердце и душа Павла всегда принадлежали Селигеру, поскольку наши родовые корни связаны с Осташковским районом. Здесь в деревне Куряево родился наш прадед, дед и отец, – о биографии фотохудожника рассказывает его брат Олег. – После службы в армии он поступил в Калининский медицинский институт, удачно его окончил и встретил там свою будущую жену Ирину. У них сложилась большая и крепкая любовь. Распределение дали обоим в город Железноводск. Там у него родились две замечательные дочки. Фотографией Павел увлекся всего четыре года назад. Вначале у него была скромная «мыльница». Снимал макросъемкой цветочки в пруду, птичек, а однажды он сказал: «Все, я ушел из детской фотографии» и купил себе серьезную технику. Быстро стал набираться опыта, общаться с фотографами и за два с половиной года отснял массу материала. К сожалению, в прошлом году Павла не стало.
Открытие выставки было приурочено к годовщине со дня смерти Павла Северова. Олег отобрал для нее 50 работ. Это лишь малая часть от того огромного архива, что оставил после себя его брат. Условно экспозицию можно разбить на три блока: это животный мир, портреты и пейзажи. Здесь не найти агрессивных и мрачных мотивов. Все снимки с богатым колоритом и добрым настроением. Взять хотя бы животных: казалось бы, кошек и ворон хватает и у нас — бери и снимай, но тут какие-то особенные кошки и вороны. Они не просто застыли в одном мгновении, а живут своей жизнью. Так одна ворона устремилась со здоровенным куском сдобы по своим, только ей известным, делам, и за ней очень хочется проследить, а другая, широко раскрыв клюв, ожидает, когда в него из крана упадет капля воды, и мы ждем этого вместе с ней. У каждого зверя и птицы свой характер, и он великолепно передан. Вот собака, у нее вроде бы и оскал есть, но глядя на ее очаровательную мордашку, каждый поймет, что она совсем не опасна, и нет в ней никакой злобы.
Если говорить о портретах, то, кажется, на них нет случайных людей. Каждый человек здесь не похож на другого, и всех переполняют сильные чувства. Вот весело марширует паренек в фуражке, в солнечных лучах утопает пара мальчишек на горе из арбузов и дынь, задумчивая старушка перевозит в детской коляске горшки с цветами, будущий папа с нежностью глядит на округлившееся чрево своей возлюбленной, футбольная фанатка с большими голубыми глазами, открыв рот, переживает какое-то событие на игровом поле – за их историей хочется наблюдать, а такие концентрированные эмоции мгновенно передаются наблюдателю и через сопереживание делают его частью запечатленного события.
Многие гости выставки успели заметить, что город Железноводск, который немногим больше Осташкова, благоустроен на порядок лучше. В своих пейзажных фотоснимках Павел Северов создал образ поистине сказочного места. Многим посетителям может даже показаться, что оно находится в какой-то иной стране или в другом времени, и, уж наверняка, каждому захочется там побывать.
Еще одной скрытой страстью Павла была поэзия. Он много читал, был человеком эрудированным и, пока не увлекся фотографией, писал стихи. Материалов накопилось на целый сборник. Несколько стихотворений прочитала супруга Олега Наталья Северова. В них все также безграничная любовь к природе: запахи лета, легкое дуновение озорного ветра, тихий плач берез – автор наслаждался каждым ее движением, ароматом и звуком.
Поэзия тесно переплеталась с теми работами, что были увидены на выставке. Стало отчетливо ясно, что еще помогло Павлу Северову совершить такой стремительный рывок в своем творчестве. Разные формы служили выходом для одного художественного видения, а оно у него было всегда. Находило разные воплощения, но было. В определенный момент он просто трансформировал свою поэзию в фотографию, и это делает её уникальной и особенно ценной.
Особую благодарность за финансовую поддержку Олег Северов выражает Валерию Легкову. Слова признательности прозвучали в адрес художника-оформителя Александра Калинина, работников Мошенского дома культуры, Ивана Феера, фотолюбителя Григория Власова, помогавших в оформлении выставки, а также сотрудников центральной библиотеки – тех отзывчивых женщин, которые всегда готовы распахнуть свои двери для творчества и поддержать любые начинания.
Андрей Рябочкин
Фото автора

Добавить комментарий