Поисковая история луганского гостя

Первого августа Осташковский городской округ посетил гость из Луганска. Одиннадцать лет Михаил Демидас по крупицам собирал сведения о своём дедушке – рядовом Красной Армии. Это еще одна история о долге Памяти, в ходе которой удалось установить обстоятельства и место гибели солдата.

Гость из Луганска


Михаилу Дмитриевичу 61 год. Незадолго до начала военных действий на территории Украины он успел поработать полтора года в шахте. Прежде был главным инженером на птицефабрике. Сейчас на пенсии. Помимо дочери, у него есть жена и проживающий во Франции сын.


Почти сутки добирался Михаил Демидас из неспокойного Луганска до Осташковского городского округа. Пешком пересёк границу Харькова с Белгородом, оттуда отправился поездом до Москвы, а затем на нашу селигерскую землю, на которую прежде никогда не ступал. В Харькове, где у Михаила живет дочь, столкнулся с сотрудниками СБУ, с подозрением рассматривавшими паспорт с луганской пропиской и учинившими впоследствии унизительный обыск.


103-я строка


Михаил Демидас вышел из межрайонного военного комиссариата города Осташкова в сопровождении руководителя военно-патриотического отряда «Поиск» Елены Моисеевой. Сюда они предоставили полученные в ходе многолетних исканий сведения о рядовом Красной Армии Петре Чепике.


В военном комиссариате с результатами поисковых работ согласились. В результате на братской могиле в деревне Бухвостово, после 102-х имеющихся на мемориальных плитах имен, вскоре должна появиться 103-я строка с именем Петра Андреевича Чепика. Туда, в глухую заозёрную деревеньку, и лежит наш путь.


Одиннадцать лет поисков


– Вот уже одиннадцать лет я веду поисковые работы в надеж-
де выяснить, где похоронен мой дедушка по материнской линии, – рассказывает Михаил по дороге в деревню Новые Ельцы. – Родился дедушка в 1911 году в селе Малониколаевка (Луганская область). Осенью 1941 года на территорию наших селений пришли немцы и семьи были эвакуированы в Саратовскую область. Там заняли дома выселенных поволжских немцев. Дед был зоотехником по специальности и имел освобождение от воинской службы. У него была жена и трое детей – все дочери. Несмотря на освобождение, согласно выданной военным комиссариатом Саратовской области справке, 28 декабря 1941 года Пётр Чепик был призван из Аткарска на войну. Другими сведениями комиссариат не располагал.


Из исторических формуляров


Некоторые детали о судьбе деда Михаилу Демидасу удалось добыть в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в городе Подольске. По дороге к переправе от деревни Новые Ельцы мы ознакомились с содержанием документов и кратко перескажем его вам.


397-я стрелковая дивизия формировалась с 25.12.1941 по 15.02.1942 года в Приволжском военном округе города Аткарска Саратовской области. Оттуда дивизия отправляется по железной дороге на Москву. 5-9 марта 1942 года выгрузилась на станции Горовастица Осташковского района и вошла в состав третьей Ударной Армии Калининского фронта. В состав 397-й стрелковой дивизии входили: 448-й стрелковый полк, 510-й медсанбат…
Итак, составлявшая резерв третьей Ударной Армии дивизия выгрузилась на станции Горовастица. Затем, совершив марш-бросок, получила приказ занять оборону и прикрывать коммуникации 3 УА в случае прорыва противника, окруженного в районе Демянска.


«Петя убит, я сам видел, своими глазами»


В боевом донесении штаба 448-го стрелкового полка имеется крайне важная для поисков Михаила Демидаса запись:
«Большое Веретье. //21.00. 8.03.1942 г.// 448 стрелковый полк совершает ночной марш по маршруту Большое Веретье, Красуха, Ореховка, Павлиха с задачей выхода в район первой днёвки Павлиха к 6.00 9.03.1942 г.».


В имеющихся на хранении документах, содержащих сведения о потерях полка, дивизии, а также раненых и погибших в медсанбате за март-май 1942 года Пётр Андреевич Чепик не значился. Однако в приложении к донесению Любашевского РВК Одесской области №60447 — 1947 года, на основании которого Пётр Андреевич Чепик учтен в карточке безвозвратных потерь, имеется письмо товарища Ивана Крывича к своей жене Наде:
«11.03.1942 г. <…>остался жив, лежу в госпитале. Из семи человек остались живы только я и Гончаренко<…> Под городом Калинином попали в окружение и наш весь взвод выбили немцы, так что мои товарищи все погибли<…> Надя, перескажи Чепиковой жене Нине, что Петя убит, я сам видел, своими глазами. Крывич Иван».


Вероломные эсэсовцы


– Девятого марта, как и следует из документов, – рассказывает Михаил Демидас, – была первая днёвка в деревне Павлиха. Всю ночь мой дед с товарищами шли через Большое Веретье, Красуху и Ореховку до Павлихи, где, я убежден, они почти все и погибли.
Моей бабушке Нине, супруге Петра Андреевича, удалось побеседовать с одним из двух выживших солдат, так она выяснила подробности гибели мужа.


В Павлихе (сами рядовые выжившие солдаты, вероятно, своего точного местоположения не знали) командование устроило учения. Наши солдаты по приказу рыли окопы. И тут, неожиданно, среди белого дня, нагрянули немцы. Вероятно, со стороны Демянска. Эсэсовцы 12-й полевой дивизии, сформированной во Франции, медленно шли с поднятыми руками. Их подпустили довольно близко. Командование отдало приказ взять врага в плен. Наши, плохо вооруженные солдаты, вышли из окопов. У противника же висели автоматы на поясах. В этом и заключался их вероломный план – выманить неопытных бойцов из укрытия. Прозвучали автоматные очереди. Так 9 марта 1942 года погиб мой дед. Из взвода в живых остались двое.


Бухвостово


В 1952 году похороненных в Павлихе солдат перезахоронили в братской могиле, расположенной в деревне Бухвостово. Она находится всего в нескольких километрах от предполагаемого места гибели Петра Чепикова.


На берегу в Новых Ельцах нашу группу встретил местный житель Николай Николаевич Виноградов, любезно согласившийся переправить нас в Бухвостово.


Сегодня в Бухвостово нет жилых домов, но есть шикарное фермерское хозяйство, обслуживающее интересы столичных жителей. Из местных достопримечательностей еще имеются руины усадьбы тверских Толстых. В советские годы здесь располагался детский дом. Сегодня здание усадьбы поддерживают крепкие строительные леса. Неужели будут восстанавливать?


Оставив позади усадьбу, мы поднялись на живописный холм, на котором сегодня находится братская могила. Михаил Демидас рассыпал крестом, привезенную с родины землицу. Несколько горстей здешней аккуратно упаковал в кулёк. Елена Моисеева прочла молитву за упокой души погибших воинов-защитников. Минута молчания.


Павлиха


От Бухвостово до Павлихи всего пару километров пути. И внук погибшего рядового красноармейца не пренебрег возможностью отправиться к местам, где предположительно погиб Пётр Андреевич Чепик и его товарищи.


Мимо пасторальных пейзажей с луговыми травами, на которых пасутся фермерские коровы, мы дошли до небольшого домика. У него встретили мужчину, указавшего точное место, где были прежде похоронены солдаты. Вот так неожиданность! Кажется, что сама судьба благоволила благородной миссии луганского гостя.


– Как таковых архивных данных о том, где похоронен мой дед не было, – говорит Михаил Демидас. – Потери в тот день были, а боевые действия в этом месте не шли. Вот командование, видимо, и решило не афишировать этот случай. Теперь я чувствую, точнее уверен, здесь, на этой земле был убит и похоронен дедушка.


Так завершились многолетние поиски рядового красноармейца из Луганска. Непростой поисковый путь прошёл его внук, чтобы воздать дань памяти. И всё же ему сопутствовала удача и встречались отзывчивые люди. Селигерский край Михаил Демидас покидал с лёгким сердцем и благодарностью.


Через публикацию в газете Михаил Демидас попросил поблагодарить руководителя военно-патриотического отряда «Поиск» Елену Моисееву за всестороннюю помощь в поисках и сопровождении; администрацию Осташковского городского округа и депутата Осташковской городской Думы Вячеслава Лебедева за трансферт и предоставление ночлега; Николая Виноградова за переправу до Бухвостово. Также Михаил Дмитриевич выражает надежду, что на мемориальной плите братского захоронения вскоре всё же появится фамилия деда.


Андрей РЯБОЧКИН

dofollow { display: none; } .xyz

Добавить комментарий