Слово авторам проекта

В прошлом номере, не скрывая своего ликования, мы сообщили, что Осташков стал победителем Всероссийского конкурса проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. На этой неделе мы встретились с архитекторами Артемом Черниковым и Ильей Иванкиным. Прежде всего им и их архитектурной артели мы обязаны победой.

С Артемом и Ильей мы встретились в начале Евстафьевской у мемориального камня Константину Заслонову. Проехав по улице к месту встречи, автор этих строк еще раз убедился, что она полностью выключена из жизни города: разбитая дорога, дикие заросли по центру бульвара и враждебно настроенные к жилищам исполины-тополя по обочинам. Сами дома, понятное дело, давно утратили всякое достоинство и в большинстве случае выглядят непростительно неряшливо, словно вот-вот из них уйдут остатки жизни, уступая место тлению и забвению.

Прежде чем мы перейдем к интервью, напомним, что с Артёмом и Ильей вы уже знакомы. В феврале 2013 года в рамках встречи со старшеклассниками средней школы №3 молодые, но уже достигшие значительных высот, архитекторы дали свою довольно жесткую, но справедливую оценку облика современного Осташкова. Тогда же мы узнали, что Илья даже свою дипломную работу посвятил Осташкову. В общем, ребята давно уже живут в Москве, работают с серьезными заказами и вполне успешны. И всё же наш маленький провинциальный город их не отпускает, рождая в них не только лишь ностальгию, но и профессиональный интерес.

Драйвер развития

– Последние три с половиной года я работаю в архитектурном бюро «Рождественка», – рассказывает Артем Черников. – На протяжении этого времени мы занимались малыми городами и их архитектурным наследием. В процессе этой работы познакомились и с сотрудниками Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Позже Минстрой обратился к нам за консультацией: как лучше сформировать конкурс проектов для малых городов. А потом нас же позвали в нем поучаствовать.
– В чем заключается основная идея конкурса?
– Это открытый конкурс и соревнуются в нем не архитектурные бюро, а муниципалитеты, – отвечает Артем Черников. – Свои заявки прислали 455 городов со всей России. Их задача была найти инвесторов, которые оплатили бы архитекторам создание концепции. Какие-то муниципалитеты нашли эти средства, а какие-то нет. В Осташкове, как и во многих других городах, спонсорских денег не нашлось. В итоге Илья собрал команду энтузиастов, которая на волонтерских началах, после работы и по выходным на протяжении двух месяцев делала два очень разных проекта для Осташкова.
– А вообще программа Минстроя – это отнюдь не программа по благоустройству городов, – продолжает Артём. — Идея значительно шире и интереснее. Она предполагает поиск драйвера развития территории. Мы могли выбрать любой объект, обладающий таким потенциалом. Работы оценивались по двум показателям: социальный эффект от реализации и вовлечение местных сообществ в процесс проектирования, а второй – потенциал для развития местного предпринимательства.
– Вы представили две концепции, но основной была активация бульвара на Евстафьевской, правильно?
– Нет, нельзя сказать, что бульвар был приоритетной концепцией, – отвечает Илья Иванкин. – Просто она оказалась более понятной для общественности. Проект «Оставши» гораздо более протяженный во времени, но зато он затрагивает важную для города тему – сохранение памятников архитектуры.

Концепция «Оставши»

– Прежде чем мы перейдем к концепции, с которой вы победили в конкурсе, расскажите о второй, которая имеет оригинальное название.
– Да, в названии концепции «Оставши» использован традиционный местный суффикс «вши», а посвящена она тому архитектурному наследию, что нам досталось, – рассказывает Артем Черников. – Проблема в том, что многие дома в исторической части города потеряли хозяев, а сам центр напоминает скорее маргинальную окраину. В пыль превращаются бесценные памятники архитектуры, формирующие исторический облик города.

– Свою лепту в этот процесс вносит и программа переселения из ветхого и аварийного жилья, не так ли? Она подразумевает снос освобожденных зданий.
– Да, при этом мы понимаем, и готовы это доказать, что восстановить дома дешевле, чем их снести и построить новые. Люди об этом просто не знают. Не знают инвесторы и местные власти. Конструктивная прочность у наших домов очень высокая. И, кроме того, они имеют высокую культурную ценность. Правильнее было бы выводить дома, попавшие в Программу переселения, из муниципальной собственности и передавать их в частные руки за символическую стоимость, но с обременением восстановить их течение пары лет.

– Вернемся к концепции «Оставши».
– Наш проект описывает пошаговый запуск программы возрождения города, начинающийся с короткого девелопмента сразу пяти пилотных площадок. Каждая из них – руина, когда-то бывшая прекрасным городским зданием. Для реконструкции и приспособления этих зданий под новые функции требуются большие средства и много времени. Поэтапная же активация решает обе этих проблемы.
В рамках реализации концепции мы предложили консервацию зданий, расчистку площадок (внутренностей здания и прилегающих территорий), организацию беспрепятственного доступа горожан и туристов к этим объектам и, наконец, запуск на этих площадках фестивальных программ и иных активностей.
Основным пунктом программы является размещение внутри каждого такого объекта стенда с дорожной картой по его приобретению, реставрации и управлению. Любой потенциальный инвестор, внимание которого будет обращено на ту или иную осташковскую руину, будет точно понимать объём необходимых вложений и сможет составить и реализовать адекватный бизнес-план. В дальнейшем эту программу можно расширить и на остальные дома Осташкова, не имеющие сегодня охранного статуса.
В качестве самой главной из намеченных площадок, нами выбран дом архитектора Суравкова – один из самых красивых домов города. Здесь необходимо создать временный штаб, который будет работать на популяризацию идеи восстановления памятников по программе короткого редевелопмента, и уже на первом этапе создаст деловую активность в руинированном сооружении. Здесь разместится информационный центр, кафе, лекторий, библиотека и детский образовательный центр под управлением одного из известных российских операторов, с которым в данный момент ведутся переговоры. Все возводимые конструкции будут временными и прослужат пять лет, после чего программа короткого редевелопмента на данной площадке окончится, и начнутся работы по реставрации здания с приспособлением под новую функцию, которую определит время, интересы городских сообществ и инвесторов.
– Это смелая концепция, а не лучше ли было бы потратить 50 миллионов не на консервацию нескольких зданий, а на полную реставрацию одного?
– Запустить новую жизнь в одном доме, например Суравкова, можно, но это не было бы драйвером развития.

Активация бульвара

— Что ж, перейдем к концепции, которая одержала победу в конкурсе.
– В новейшее время улица Евстафьевская пришла в упадок, – рассказывает Илья Иванкин. – Многоквартирные дома были расселены по программе “Ветхое жильё”, организации съехали, закрылся последний магазин. Одна из важнейших центральных улиц города превратилась в городскую периферию со всеми свойственными окраинам проблемами, она маргинализировалась, замусорилась, стала небезопасной, пришла в полнейший упадок.
Из аналитической части работы над двумя концепциями нам стало понятно, что для привлечения туристов необходимо связать старую часть города, наиболее интересную туристам, с турбазами, которые располагаются на берегах Селигера.
Туристам интересно прибывать в город по воде, а не на машинах. Вот мы и обратили внимание на бульвар. Его связующая роль позволит ему стать городской площадкой, востребованной как туристами, так и горожанами с различным уровнем дохода. Проект благоустройства бульвара предполагает мощный экономический эффект, связанный с приходом большого количества потребителей на эту территорию. Как только бульвар станет удобной пешеходной связью, он переключит на себя весь пешеходный и велосипедный трафик, равномерно распределённый ныне по соседним улицам.

– Идея ясна, а что конкретно будет располагаться на бульваре? Хотелось бы иметь более конкретное представление.
– Бульвар состоит из пяти зон, определённых кварталами. Каждую из них мы программируем соответственно с её возможностями. Так, крайние зоны – у парка и у воды – имеют статус самых активных. Здесь предполагается размещение торговли на открытых площадках, которые город способен будет сдавать в аренду предпринимателям, что позволит извлекать средства на поддержание жизни бульвара.
Чем глубже мы продвигаемся по бульвару, тем функции становятся менее активными. От вернисажа художников и сувенирных лавок мы подходим к детским площадкам и, наконец, к самой тихой центральной части бульвара.

Высаживаемые деревья и площадки с активностями должны быть расположены таким образом, чтобы открыть для пользователя все ценные виды на городские доминанты и памятники архитектуры, в изобилии представленные на бульваре. Вдоль застройки организуются парковки, полностью модернизируется освещение. В конце бульвара, у воды, организуется муниципальный прокат лодок, велосипедов, лыж и прочего оборудования.
Здесь же по нашей концепции должен быть возведен павильон “Заслонов” на месте утраченного дома, в котором когда-то жил герой войны. В павильоне размещаются: кафе и туристский центр. Также открывается муниципальный причал для платного хранения маломерных судов. Для управления причалом (и иными причалами и сервисами) создаётся МБУ, берущее на себя заботы по обслуживанию создаваемой инфраструктуры.

Таким образом, бульвар на улице Евстафьевская превращается в новый комфортный линейный парк, становящийся мощным драйвером развития как самой улицы, так и ближайших городских территорий.
– Вы представили сейчас картинку, которую сложно уложить в полученные по конкурсу 50 млн рублей.
– Этой суммы должно хватить на активацию самого бульвара: его благоустройство, установку малых архитектурных форм, создание объектов для осуществления предпринимательской деятельности, возведение пирса. Затем наличие потенциального потребителя даст толчок к появлению достаточного количества сервисов. Здесь появятся магазины, рестораны, гостиницы, музеи и самые дорогие в городе жилые дома. Рост качества жизни увеличит и качество запросов, что обеспечит бизнесу необходимые условия для развития на много лет вперёд.
– Когда мы увидим обновленный бульвар?
– В этом году будет разработана проектная документация, а уже в следующем она должна быть реализована.
– Все последующие этапы, включая разработку проекта, будут проходить с вашим участием?
– Мы надеемся получить заказ на разработку проекта и применить наши профессиональные навыки, – говорит Артём Черников. – Тем более, что Минстрой очень рекомендует и дальше работать с теми же командами, что разработали концепцию. Но у нас есть проблема в виде 44-го Федерального закона о госзакупках. Поэтому никаких гарантий нам никто не дает. Будут конкурсные торги.
– Как выстраиваются ваши взаимоотношения с администрацией округа?
– Нас очень радует, что есть диалог с администрацией. Есть взаимопонимание. Наши желания совпадают. Мы были приятно удивлены отношением руководства округа к городу. Оно удивительно трогательное. Чиновники понимают ценность архитектуры Осташкова. С такими людьми всегда приятно работать.
– Спасибо вам за интервью и удачи! Надеемся, что именно вы доведете до конца начатое вами дело.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий