Академик Д.С. Лихачев писал, что «культуру России последней трети XVIII и первой половины XIX века можно назвать усадебной. Это значит, что усадьба определяла в ней всё основное и новое, весь культурный и духовный характер русской жизни».

Покровское, Каменка. Князья Шаховские

Продолжая рассказ о дворянских гнёздах, нельзя не упомянуть о самом, пожалуй, родовитом семействе, имеющих поместья на Селигере, – князьях Шаховских. Этот род ведет отсчет от Рюриковичей и насчитывает 17 колен. Среди них были и видные государственные деятели, и военачальники, и бунтовщики.
«За околицей деревни показался большой тенистый сад барской усадьбы. Это Шаховских, — пояснил наш Иван. – Мы все ихними крепостными были. Отец (Иуда Васильев – Н.Н.) те времена еще хорошо помнит.

— Он у вас старик бодрый.

— Здоровый старик и память хорошая. Помнит еще, как Николаевскую машину строили (по всей вероятности, имеется ввиду Николаевская, ныне Октябрьская железная дорога. – Ред.); он там с тачкой не один год работал около Бологова. Тогда, говорит, их четырнадцать человек господа послали из нашей деревни. Да и много еще кой-чего помнит…». («В верховьях Волги. Путевые заметки». И.Ф. Тюменев. Исторический вестник, 1894 г.)

Князь Я.И.Шаховской

«К югу от Сопок (так называлась старая часть поселения. — Н.Н.) располагалось сельцо Свапуще, а еще дальше по берегу (ближе к Зарутинской луке) — имение князей Шаховских Покровское. Перед революцией на территории современного Свапуще было уже две усадьбы. Одна, на южном берегу (по всей вероятности, Покровское), принадлежала старшему из пяти сыновей Шаховского — Якову Ивановичу, контр-адмиралу, командиру гвардейского экипажа с 1897 г. Сохранились маленький прудик и отдельно деревья старого парка. Другая, на западном берегу, принадлежала младшему сыну — Владимиру Ивановичу. <…> Позднее постройки второй усадьбы использовались сельской участковой больницей. До сих пор частично сохранились банька и контора». (Селигерский край. Вчера. Сегодня. Завтра. И.П. Минаков, И.В. Белова, Т.Б. Минакова.).

В других источниках (Л.Коншина Книга памяти. Урусовы и Шаховские) находим сведения:
ШАХОВСКОЙ Владимир Иванович. Родился в 1857 г. в имении «Покровское» в Свапуще в Тверской губ., князь (отец князь Шаховской Иван Яковлевич, уездный предводитель дворянства; в 1859 г. скончался). До революции — член уездной земской управы в Осташкове. В 1906 г. вышел в отставку, управлял имением «Покровское» у деревни Свапуще Осташковского уезда Тверской губ., принадлежавшем брату Якову Ивановичу Шаховскому. В 1923 — арестован и расстрелян.

ШАХОВСКАЯ (урожд. Логрэн) Варвара Константиновна. Родилась в 1854. Жена князя Шаховского В. И., занималась воспитанием сына Николая, позднее — вдова. В 1920-х проживала с сыном в деревне Свапуще Тверской губ. В 1925 г. выслана с сыном на 5 лет как бывшая княгиня.

ШАХОВСКОЙ Николай Владимирович. Родился в 1884 в имении Каменка при деревне Свапуще Тверской губ., князь (отец, князь Шаховской Владимир Иванович; мать Шаховская Варвара Константиновна). До революции служил в уездном земстве. С 1918 г. работал в пароходстве по заготовке дров и обрабатывал выделенный им участок земли в деревне Свапуще Тверской губ. В 1925 г. выслан с матерью на 5 лет как бывший князь и помещик. В начале 1930-х вернулся в Осташков (под другой фамилией).

Был у Шаховских и дом в городе на Екатерининской улице. Сейчас в здании располагается военкомат.

Радохово, Ронское. Игнатьевы-Зуровы

Ольга Павловна Зурова (1837 – 1910), урождённая графиня Игнатьева; ей принадлежали несколько селений в Осташковском уезде. «Жена генерал-лейтенанта Ольга Павловна Зурова предложила бесплатно по просьбе крестьян Звягинского, Горского и других сельских обществ Ботовской волости помещение для земской школы и для учителя близ деревни Звягино на бывшей фабрике её… Уездная управа по соглашению с училищным советом приняла предложение Её Превосходительства госпожи Зуровой и полагает, что Земское собрание постановлением своим выразит благодарность госпоже Зуровой за отведённое под школу помещение с просьбой к ней принять на себя звание и обязанности попечительницы Звягинской земской школы». Ее внучка Н.Н. Новикова вспоминала, что Ольга Павловна помогала своими средствами строительству больницы в Осташкове. Вместе с мужем О. П. Зурова принимала активное участие в создании Бестужевских курсов.

Сын Ольги Павловны, Алексей Александрович Зуров прошел достойный путь русского моряка, офицера. В 1891-1893 годах на корвете «Витязь» он участвовал в исследовательских работах у побережья Кореи, уже закончив гидрографическое отделение Морской академии. В ходе этого плавания был обследован мыс, расположенный у берегов Кореи в Японском море, который назван по фамилии члена экипажа «Витязя» – лейтенанта Алексея Зурова.

Капитан 2-го ранга А.А.Зуров

Во время русско-японской войны 1904-1905 годов капитан 2-го ранга А.А. Зуров состоял старшим офицером крейсера «Светлана». Погиб во время Цусимского сражения 14-15 (27-28) мая 1905 года.
На современной карте Осташковского городского округа мы не найдем упоминания имен Зуровых, практически не осталось и следов их усадеб. У Минаковых («Селигерский край…») находим упоминание об усадьбах Игнатьевых-Зуровых в Радохово и вблизи Большого Ронского. Первое находилось в двух километрах от деревни на высоком месте рядом со Старорусским трактом. При усадьбе был большой красивый парк. До войны молодежь собиралась в усадьбе под патефон и балалайку. Последнее приобрел в 1910 году Н.А. Зуров. В начале 1990-х в этом месте нарезались участки для дач горожан. Нашей семье достался в барском парке, среди липовых аллей, спускающихся к озеру. Был там и заросший пруд. Кажется, на пригорке оставались какие-то кирпичные останки…

Боголюбское, Старое Село, Бараново. Панафидины

Семье Панафидиных принадлежало несколько усадеб в Осташковском уезде. В конце ХVII — нач. XVIII в. купили Панафидины сельцо Иванов Двор, в этом же уезде с конца XVIII в. до 1917 г. они же владели селом Бортники и другими.

Наиболее известное – Боголюбское, что рядом с дачным массивом Жулево. К концу XX века от бывшей усадьбы оставался один деревянный обветшавший барский дом (раньше домов было три). Сохранился парк с огромными липами, видимыми с дальнего расстояния, небольшой копанный пруд, а также аллея кленов и лиственниц и остатки яблоневого сада.

К югу от деревни Старое Село, у опушки леса, также сохранились остатки поместья Панафидиных. До войны здесь размещалась школа. Могила Панафидиных располагается на противоположном берегу Селигера, в Березовом Рядке.

Еще упоминание этой фамилии мы находим в описании поселка Бараново. «Во второй половине XVIII в. помещик Е.М. Понафидин на полученной по разделу недвижимости «… устроил для себя сельцо Бараново, на котором образовалась деревня того же имени, населенная отданными ему крестьянами». («Селигерский край…»).

Сосница, Вятка. Дивовы

Известно, что здесь было имение Дивовых. Сохранился парк бывшей барской усадьбы, особую ценность в котором представляют дубы. Барский дом на берегу сгорел в середине 90-х прошлого века.

Григорьевское. Обернибесовы

Неподалеку от села, где в 1798 году была построена церковь Петра и Павла, было сельцо Григорьевское, где, судя по всему, стояла усадьба помещиков Обернибесовых. Их имя сохранилось в путевых заметках Ильи Тюменева «В верховьях Волги», из которых узнаем, что еще в 70-х годах XIX века над могилой умершего помещика Обернибесова был установлен крест, который один из его потомков перенес сюда от Городка, ранее стоявшего при впадении Волги в Стерж. Протоиереем, краеведом В.П. Успенским была установлена историческая ценность Стерженского каменного креста с надписью; крест был установлен новгородским воеводой в 1133 году. Сохранились документы, свидетельствующие о передаче В.А. Обернибесовым Стерженского креста Тверскому музею (1888 г.).

Сейчас на месте бывшего Григорьевского можно найти остатки фундамента и двухсотлетние липы.

Федосьево, близ оз. Волго. Ланские

Земли, расположенные по берегам озера Волго (Малое и Большое Лохово, Кобенёво) принадлежали помещику М.А. Ланскому. Поместье располагалось в Федосьеве. На рубеже XIX -XX веков А.А. Морозов («Товарищество Тверской Мануфактуры») содержал в деревне Малое Лохово школу и общежитие при ней на 24 человека. Проживающие в нем, а также ученики из ближайших селений бесплатно питались. При школе был сад, огород, пасека.

Пущина Гора, Максимово (Корнево). Пущины

Владельцами Пущиной Горы были Пущины – друзья Пушкина: с Иваном и Михаилом, будущими декабристами, их связывала лицейская дружба. Сестра Мария была замужем также за бывшим лицеистом – Иваном Васильевичем Малиновским, также другом поэта. Доподлинно известно, что дед декабристов Пущиных, Пётр Иванович (11.12.1723 — 7.12.1812), адмирал, флагман гребного флота, участник Семилетней и Русско-турецкой войн, сенатор; и отец — Иван Петрович (1754 — 19.10.1842), генерал-лейтенант, участник Русско-турецкой войны, сенатор, происходили из дворян Осташковского уезда Тверской губернии.

Упоминаний о них как владельцах усадеб в уезде нет, хотя другие из рода Пущиных (Лев Федорович, Иван Федорович и другие) в середине XIX века значились как помещики. Наиболее крупная усадьба – Максимово (Корнево) близ Игнашовки. В состав имения входили деревни Жагалово (Жегалово?), Залесье, Коковкино, Чухово. Многие из рода «осташковских» Пущиных похоронены на кладбище на Березовском городище.

А про усадьбу Максимово (Корнево) нам еще будет что сказать, а главное – показать.

Новинки, Сиг. Граф Уткин и помещицы Свитские

К западу от современной деревни Куряево располагалось два имения – Анинское и Иевлево. В декабре 1917 года здесь, в соседнем имении В.С. Свицкой на берегу озера Сиг возникло одно из первых коллективных в уезде хозяйств – коммуна им. Володарского. Фамилия помещиков встречается в упоминании о том, что в 1900 году С.П. Свицкая передала в дар три десятины на строительство близ Нёхиной Горы новой кирпичной школы имени С.П. Уткина. Про которого, в свою очередь, известно, что граф Степан Петрович был предводителем дворянства Осташковского уезда и под его руководством в 1879 году здесь был раскопан один из восьми древних курганов этой местности. Владел усадьбой в деревне Новинки. Дворяне рода Уткиных погребены на территории Житенного монастыря.

Переволока. Шишмарёвы

На полуострове Коровий «при церкви, им построенной», похоронен капитан 2 ранга Василий Павлович Шишмарёв, представитель старинного рода; с 1799 по 1821 год состоял на службе в Российском флоте; в 1812-1813 годах командовал царской яхтой «Церера». В 1821 году вышел в отставку.

Род Шишмарёвых, записанный в «Вечный синодик» Ниловой пустыни, издавна благотворительствовал церквям и монастырям. Продолжая эту фамильную традицию, Василий Павлович Шишмарёв был ктитором церкви во имя Живоначальной Троицы в погосте Переволока. Так как местный отдалённый приход был беден, основные затраты по строительству каменного храма взамен деревянного сгоревшего взял на себя В.П. Шишмарёв. Церковь Троицы на Переволоке была освящена в 1852 году и стала своеобразным памятником капитану 2 ранга В.П. Шишмарёву, а также другим уроженцам Селигерского края.

Казалось, что этот памятник может быть утрачен, настолько плачевно было его состояние к началу XXI века. Однако случилось чудо: нашлись доброхоты, и церковь Троицы-на-Переволоке в 2008 году стала восстанавливаться. Действует приход, проходят службы. Где была усадьба Шишмаревых и была ли она в Осташковском уезде, установить не удалось. Поэтому делаем метку на Климовой Горе.

Абрамково. Ребиндеры

Деревня Крутец до 1859 года называлась Абрамково. В ней и рядом в сельце Ивановское было два небольших имения. Последние владельцы имений – Ребиндеры. Эта фамилия вошла в историю осташковского здравоохранения и образования. В 1903 году было выстроено деревянное здание родильного приюта на четыре палаты на средства потомственной дворянки М.К. Ребиндер, которые она пожертвовала в память об умершей матери. Кроме того, Мария Константиновна вложила 50 тысяч рублей на устройство женской прогимназии из капиталов покойной матери Е.И. Бернадаки, завещанных «на дела благотворения». Учебное заведение было открыто в сентябре 1901 года.

Здание родильного приюта
М.К.Ребиндер

Верхние Котицы. Елчаниновы

Елчаниновы. Сведений о них почти нет, зато память сохранилась в камне и в молитве, которая читается за богослужением «о строителях и благоустроителях храма сего». Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери на погосте Верхние Котицы построена неизвестными местными мастерами на средства вдовы полковника Елчанинова — Прасковьи Авраамовны. Разрешение на ее строительство было дано в 1774 году. В 1789 году был освящен только придел, а сам храм — в 1803 году. Они владели землями в окрестности в конце XVIII – первой половине XIX веков. Недалеко от церкви сохранились остатки фундамента большого барского дома. Это место сейчас называется Рощей.

«- А это вот на правом-то берегу имение, — эн, крыша-то видна, — ну, это тонко; а подалее-то еще именьице видать, то и совсем! Слабо! А вон вдали лес-то виднеется, это Игнатьевский, а мысы: телка и Бык прозываются. Покойник Павел Павлыч Игнатьев бывало все с палкой ходил, и такой бедовый был на руку, что страсть! Меня раз чуть-чуть не отвозил. А вон налево имение Пущина гора…» (И. Тюменев «В верховьях Волги»).
В различных документах упоминаются фамилии дворян Осташковского уезда Игнатьевых, Беловых, Кульгачовых… Кто они, где их дворянские гнезда, какой след оставили в истории осташковской земли и в истории Отечества? Это еще предстоит собрать воедино.

Литература:
Бодрова Н. «Из рода тверских Толстых», «Селигер», № 2018 г.
Васильев А.В. «Отечеству пользу превеликую…» Сборник краеведческих очерков. «Ветла», 2010 г.
Коншина Л. Усадебные архивы. Ч.1. Сайт «Проза.ру»
Коншина Л. Книга памяти. Урусовы и Шаховские. Сайт «Проза.ру»
Покровский В.П. «Историко-статистическое описание города Осташкова», 1880.
Тюменев И.Ф. «В верховьях Волги. Путевые заметки». Исторический вестник, 1894
Осташковская больница. Буклет, 2000 г.
«Селигерский край. Вчера. Сегодня. Завтра». Осташковский район Тверской области/
И.П. Минаков, И.В. Белова, Т.Б. Минакова. Ржев, 2008 г.
«Школы и учителя». Под ред. Ф.Н. Лининой, Осташков, 2010 г.
Усадьба «Покровское» (историко-архитектурная справка, авт. С.Подгорный; собрание Осташковского краеведческого музея).