В краеведческом музее хранится грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда Михаилу Ивановичу Кушнеру.

Михаил Иванович Кушнер, 1906 года рождения, — потомственный железнодорожник с Урала. После демобилизации из рядов Красной Армии в 1933 году остался работать в городе Великие Луки. Вначале поступил в паровозное депо кочегаром, а с 1938 года стал работать машинистом.

Когда началась Великая Отечественная война, Михаил Иванович был уже опытным машинистом. С приближением фронта к Великим Лукам он эвакуировал семью в тыл, сам отбыл в депо станции Торжок, а в мае 1942 года прибыл в депо станции Осташков.

Осташков находился в прифронтовой полосе. Это был период напряженного труда. Железнодорожники занимались перевозкой военных грузов, эвакуацией людей, имущества, оборудования. Несмотря на частые налеты фашистской авиации на мосты и станцию, работники железнодорожного узла бесперебойно обеспечивали доставку боеприпасов, продовольствия на фронт, а с фронта вели санитарные поезда.

Однажды в июне 1943 года надо было доставить воинский эшелон со станции Осташков до станции Торопец. Поезд отправлялся в ночное время, в это время фашисты бомбили станцию Пено. Случилось так, что поезд был принят на занятый путь. Это грозило катастрофой. Но благодаря бдительности машиниста Михаила Ивановича Кушнера, его мужеству и умению управлять подвижным составом, крушение удалось предотвратить. Машинист не растерялся и с большим трудом, не доезжая двух метров до стоящих на пути вагонов, остановил поезд, тем спас и технику, и жизнь многим солдатам и офицерам.

А в октябре 1943 года Михаил Иванович получил задание при всей сложности обстановки доставить очень важный состав со станции Осташков до станции Торопец. В 23.00 поезд прибыл на станцию Охват, паровоз заправили дровами, водой. Перед отправлением поезда на паровоз пришли военный комендант и начальник депо для сопровождения важного состава.

Около 24 часов в темную холодную ночь на перегоне за станцией Охват неожиданно налетели от Андреаполя фашистские самолеты и стали бомбить состав. Осколками в поезде перебило тормозную воздушную магистраль, воздух вышел, произошло самоторможение, поезд остановился на перегоне. Фашисты заметили, развернулись и обстреляли поезд. Когда увидели, что вагоны загорелись, рвались уже снаряды, они улетели.

Случилось так, что поезд остановился как раз на деревянном мосту, который недавно был восстановлен на месте разрушенного. Мост от горящих вагонов в любую минуту мог загореться. И здесь Михаил Иванович проявил находчивость, не растерялся, не покинул горящий состав, а действовал, как в бою: быстро принимал самостоятельные решения и лихорадочно работал и работал.
Первое, что он решил сделать, это сдвинуть состав с моста, не дать ему загореться. Он сошел с паровоза, при свете горящих вагонов ползком проверил состояние железнодорожного полотна, добрался до моста, убедился в его исправности и вернулся на паровоз. После нескольких попыток ему удалось сдвинуть состав с места и вытащить на площадку, освободить мост от вагонов.

После этого он вторично слез с паровоза, теперь уже добрался ползком до горящих вагонов, отцепил их от хвостовой части, вернулся на паровоз, увез горящих два вагона вместе с головной частью состава на безопасное расстояние от хвостовой части. Затем остановился на площадке, в третий раз слез с паровоза, отцепил два вагона с сильно рвавшимися снарядами, возвратился на паровоз и с головной частью состава прибыл на 183 разъезд.

Так Михаил Иванович спас мост и весь состав со снарядами для «катюш». Сгорело только два вагона. Состав был доставлен на станцию Торопец.

Со станции Торопец Михаил Иванович вел санитарный поезд, который между Охватом и Соблаго дважды подвергался налетам вражеской авиации. Осколком снаряда у паровоза разбило тендерный бак, сам Михаил Иванович Кушнер был тяжело ранен в левую ногу. Несмотря на тяжелое ранение, он довел санитарный поезд до станции Осташков невредимым.

С начала войны и до ранения Михаил Иванович спас 15 санитарных поездов. Когда он находился в Осташкове на излечении, в госпиталь приехал первый секретарь райкома партии В. И. Панков и сообщил о присвоении отважному машинисту звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина.

После освобождения от фашистов Великих Лук Михаил Иванович вернулся в свое депо и продолжал трудиться до ухода на заслуженный отдых.

Т. ЗАХАРОВА, директор краеведческого музея («Заря коммунизма», 9 мая 1975 года)

За время войны машинист Кушнер сменил 15 разбитых снарядами и бомбами паровозов, был несколько раз ранен и контужен.
В послевоенное время работал машинистом в паровозном депо Великие Луки. Старший машинист, позднее — инспектор по безопасности движения, отдавал все силы и энергию восстановлению железнодорожного транспорта. В 1951 году был награждён медалью «За доблестный труд», в 1953 году — орденом Трудового Красного Знамени. В 1966 году вышел на пенсию.
Жил в городе Великие Луки. Скончался 25 декабря 1986 года. Похоронен в Великих Луках.
Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями.

Добавить комментарий