С сентября 2022 года во всех школах и колледжах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном» — тематического классного часа, направленного на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и «воспитание патриотизма». Недавно министр просвещения Сергей Кравцов анонсировал подобные обязательные уроки и для родителей.

Воображение рисует промозглый вечер понедельника в одном из многочисленных провинциальных городов нашей огромной Родины. По старой литературной традиции назовём его городом N. После тяжелого трудового дня прямиком с завода в школу спешат вусмерть вымотанные тяжёлой работой родители – он и она. По дороге колкими репликами и взаимными обвинениями, то и дело переходящими в оскорбления, они “скрепляют” свой давший трещину брак.

Они идут мимо руин некогда прекрасных домов, ныне всё больше напоминающих декорации к фильмам о войне. С трудом перепрыгивают через лужи, приземляясь на занесенные грязью обочины. У него неприлично хлюпают старые боты, а она тяжело дышит. Ей давно надо бы показаться врачу, да специалиста такого в городе N нет. Оба работают на одном предприятии и не получили зарплату уже два с половиной месяца.

В школе они сперва толкутся у двери, а затем просачиваются в маленький кабинет с потолком в рыжих разводах. Изогнувшись буквой зю, родители садятся за маленькие стульчики и парты, воспитавшие уже не одно поколение сколиозников. Сбросив наводопевшую верхнюю одежду, они, наконец, ощущают тепло кабинета, расслабляются и впадают в состояние полудремы. Не менее уставшая за этот бесконечно длинный день учительница ОБЖ распахивает распечатанную на принтере методичку «Разговоры о важном для родителей» и произносит: «Сегодня речь пойдёт о месте России в мире, её величии и противостоянии коллективному западу».

У меня нет данных стали ли за минувший год дети более патриотичными и впитали ли они традиционные ценности за разговорами о важном. Честно сказать, я сомневаюсь, что от разговоров можно получить устойчивый и длительный эффект, когда они расходятся с делом. Предпочтительнее были бы дела о важном – поступки взрослых, направленные на заботу о будущем подрастающего поколения и Отечества. На таком вот личном примере, вероятно, можно попробовать воспитать патриота.

При этом я верю в просветительскую пользу рассказов талантливых педагогов о родном крае, Героях, наших традициях и культуре. Не очень понимаю, почему всё это нельзя включить в существующие дисциплины «Краеведение», «Родной язык» и «Мировая художественная культура», ну да ладно. Если же говорить о патриотизме не как о политическом принципе, а как о социальном чувстве, то возникает вопрос: какие примеры ученики наблюдают вокруг – в реальной жизни, и не расходится ли картинка с тем, о чём так пылко вещал учитель?

Дети тонко чувствуют фальшь. Ну а что взрослые? Когда они услышат, призванную наполнить их сердца патриотизмом речь учителя, вступающую в явное противоречие с окружающей их повседневной действительностью, не воспылают ли сердца эти гневом и не превратиться ли учебный класс в поле ожесточенной брани с самой что ни на есть невинной жертвой?

PS: Я окончил школу в 2006 году. C тех пор многое изменилось в нашей стране и сфере образования. В начале 2000-х “о важном” имел право говорить и говорил любой учитель, не пользуясь методичками чиновников. Прекрасно преподавая свои дисциплины, наши наставники лихо вплетали в уроки какие-то житейские истории, делились мудростью и личными взглядами на события в мире. У разных учителей могли быть диаметрально противоположные взгляды, и в этом плюрализме мнений мы вольны были выбирать с кем соглашаться. Возможно, что и ни с кем. Существовал ли риск того, что вместе с дипломом о первом образовании мы унесём с собой десяток заблуждений и ошибочных суждений наших учителей? Безусловно! Но в том и состоял важнейший урок. Довольно скоро, войдя во взрослую жизнь, мы понимали, что даже самые авторитетные люди могут ошибаться.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий