Театр «Филармонико» представил первую часть спектакля-бриколажа, посвященного памяти великих русских поэтов Иосифа Бродского и Анны Ахматовой
Премьерный показ постановки режиссера Анатолия Коптелова «Лиса и ёж» состоялся 23 марта в Районной центральной библиотеке. И пусть вас не вводит в заблуждение бесхитростное, больше подходящее для детской литературы название спектакля. Те, кто хоть немного знаком с направлениями, в которых работает руководитель театра, знали наверняка, что надо готовиться к серьезному и вдумчивому просмотру.
Спектакль продолжительностью в два с половиной часа поставлен по мотивам произведений Иосифа Бродского, Анны Ахматовой, Тома Стоппарда, Льва Лосева, Соломона Волкова и Анатолия Наймана. Условно его можно разделить на несколько составляющих: смыслообразующей основой стали отрывки из биографии крупных поэтов XX века Анны Ахматовой и Иосифа Бродского (проиллюстрировано несколько сцен, позволяющих лучше понять, как судьбы поэтов повлияли на их творчество и тему любви в самом широком ее понимании), фрагменты из пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», переведенной на русский язык Бродским, ну и, конечно, поэзия. Чтение поэтических произведений сопровождалось скрипичным и фортепианным аккомпанементом. По мнению некоторых слушателей, музыка чаще осложняла восприятие текста, а когда дело доходило до скрипки, то и вовсе заглушала голос чтецов.

В этот раз на постановку пришло много молодежи, не так хорошо знакомой с творчеством и биографией Бродского и Ахматовой. Некоторые не смогли высидеть и половины действия. Потонувшие в обилии сложных для понимания вне контекста фрагментов ребята устали, и тихо, не привлекая внимания, ушли через заднюю дверь. У них эти фрагменты никак не складывались в единую композицию. Получается, что спектакль адресован узкому кругу хорошо подкованных в литературе людей.
За постановкой стоит титанический труд всего коллектива театра «Филармонико». Переработаны горы материала, выучен объем текста. Актеры глубоко прониклись творчеством поэтов, и это, вне всякого сомнения, обогатило их внутренний мир и дало благодатную почву для внутреннего роста. В этом, пожалуй, и есть главная заслуга Анатолия Коптелова. Он не боится трудностей и стремится приобщить своих актеров и зрителя к действительно хорошей литературе. Только вот последним сложно бывает так сразу в нее погрузиться. Получается эффект, словно резко окунаешься в ледяную прорубь, тогда как еще минуту назад нежился на песчаном берегу под июльским солнцем. Это шокирует и может отбить всякое желание лезть в воду.
Один из величайших философов XX века Исайя Берлин в своем эссе «Ёж и Лиса» поделил мир на “ежей” и “лис”, опираясь на древнегреческую притчу. Лисица знает много разного, а ёж знает что-то одно, но очень важное. “Лисы” видят мир во всей его сложности, а “Ежи”, со своей стороны, упрощают его, сводя к простой организующей идее. И эта мудрая притча, безотносительно к данному спектаклю, хорошо иллюстрирует взаимоотношения Анатолия Коптелова со зрителем. Чем более изощренные способы донести свои идеи и просветить публику выбирает режиссер, тем отчаяннее она сопротивляется и выставляет иголки.
Поздравляем режиссера театра «Филармонико» Анатолия Коптелова, а также актеров: Надин Фисенко, Нинон Тарасенко и Стефана Вилкочинскас с премьерой. Их колоссальная работа достойна уважения, а ее результат заслуживает внимания интеллектуальной публики.
Андрей РЯБОЧКИН
Фото автора

Добавить комментарий