Предприниматель с острова Городомля рассказал редакции
о своем необычном увлечении, от которого у многих стынет кровь

– Это был довольно простой случай, если опустить тот факт, что стояли сильнейшие морозы около двадцати семи градусов. Из Задубья на Волоховщину по еще тонкому льду колонной ехали три тяжелые машины. Первым промчался джип. Уже под вторым автомобилем лед затрещал и начал проваливаться. Замыкала колонну иномарка «Nissan qashqai», за рулем которой была женщина. Она поняла, к чему дело идет, и начала торможение, угодив при этом прямиком в образовавшуюся майну (прорубь — ред.). Автомобиль залег на глубине 12 метров. Женщина успела выпрыгнуть.

— Вся операция по подъему машины со дна проходила в течение трех дней – с четвертого по седьмое января, – рассказывает Андрей Яничев. – Больше всех досталось водолазу Славе Позднякову. Он два дня нырял и сильно мерз.
«Работали до упора,
пока были силы»


– В первый день я и еще один мужчина из Задубья занимались разведкой места происшествия и подготовкой к работам. Производили замеры льда, искали с помощью подводной камеры точное местоположение транспортного средства. Съемка показала, что лежит оно колесами вверх. Мы наметили, где необходимо вырезать майны под автомобиль и для погружения водолаза.
В ходе разведывательных работ выяснилось, что лед недостаточно толстый. Вес машины такой не выдержит. Решили его наморозить при помощи водяной помпы. Это заняло примерно шесть часов.
На второй день, когда образовался 25-сантиметровый слой монолитного крепкого льда, можно было приступать к следующему этапу работы. Снегоходами и квадроциклами на место было доставлено необходимое оборудование. Слава начал погружение. Он прицепил лебедку и накачал под водой сжатым воздухом четыре баллона разного объема. На них машину подняли со дна под самый лед. Снаружи все зафиксировали веревками.
На третий день выпилили большую майну под размер машины, растащили лед и начали лебедкой вытаскивать автомобиль. Старались сделать все так, чтобы машину сохранить максимально целой. Вытащили довольно легко.
Работали до упора, пока были силы. Расходились по домам около полуночи. В последнюю ночь закончили часа в три.
Увлечение
морозостойких мужчин

Описанный выше случай рассказал мне предприниматель с острова Городомля Андрей Яничев. Удивительно, но эту опасную и сложную работу он называет своим хобби. Словно это то же самое, что за грибами ходить или ягодами. Главным же увлечением его являются снегоходы и квадроциклы. Андрей – постоянный участник соревнований. Собственно, со снегохода все и началось.
– Лет десять назад я впервые утопил свой снегоход «Буран». Это случилось на участке между островами Городомля и Кличен. Он погрузился на глубину 17,5 метров. Срочно нужно было что-то делать. Не бросать же так? Действовать решили своими силами.
На помощь мне пришел водолаз Слава Поздняков. Слава работает сейчас в поисково-спасательном отряде в Дубне. Он аттестованный водолаз. Занимается этим профессионально. «Буран» мы тогда достали. С тех самых пор так и повелось: подводная часть – Славина работа, а надводная – моя.
К нам стали обращаться за помощью. Беремся за частные случаи, когда обходится без жертв. Достаем машины, снегоходы, мопеды, квадроциклы. В основном туристские.
Ситуации бывают разные
– В год приблизительно два-три обращения поступает. Ситуации разной сложности бывают: кто-то с разгона погружается, и машину уводит далеко от места провала, одни проваливаются рядом с берегом и на небольшой глубине, а другие напротив – очень глубоко ложатся. Нюансов много, и исходя из каждой отдельно взятой ситуации, мы используем различные методики и оборудование: привязываем лебедку или баллоны накачиваем, а иногда комбинируем приемы. Если позволяет ситуация, устанавливаем треногу вокруг майны.
Слава пару лет назад участвовал в извлечении микроавтобуса под Неприе. Лед не позволял вытащить его на хрупкую поверхность. Автобус пришлось на баллонах вести подо льдом до самого берега. Бывает и так.
Кто виноват и что делать?
– Как правило, машины оказываются на дне из-за неосмотрительности водителей. Часто люди просто теряются на озере и, не зная обстановки, заезжают туда, куда не следует. Например, в след от ледокола. Поэтому, если человек не знает местности, то выезжать на лед ему не следует ни в коем случае.
Есть у нас традиционно опасные места. Это рядом с Неприе, около пушки, близ Новых Елец, много родников напротив деревни Княжое – такие места надо знать и не соваться туда.
Существуют меры предосторожности, которые могут спасти жизнь в экстремальной ситуации. Выезжая на лед, обязательно следует отстегнуть ремень безопасности. Если автомобиль проваливается, нужно постараться открыть дверь. Действовать надо быстро. Машина, как правило, сразу не тонет и имеет некоторую плавучесть. Десять-двадцать секунд есть. Жизнь дороже, и о машине думать в такие моменты нужно в последнюю очередь. В большинстве случаев зимой на Селигере люди все же спасаются.
Как Селигер в Новый год
семь миллионов проглотил
– В позапрошлом году напротив острова Кличен торчал «Lexus LX 570» (на сегодня его стоимость превышает 7 млн рублей – прим. А.Р.). На новогодних праздниках парень отдыхал в Осташкове. Поехал покататься по озеру. Впервые в жизни. Очень интересно ему было. Проехал раз – так здорово, так интересно. Вернулся. Поехал второй раз. Потом стал разворачиваться и воткнулся в треугольную трещину. Хорошо, что не глубоко было. Вытаскивали его 31 декабря, когда все нормальные люди были за столом. Первого числа днем продолжили работу. Вытащили второго января. Очень сложно было. Тремя лебедками тянули. Парень до последнего момента не верил, что удастся вытянуть.
В завершение своего рассказа Андрей Яничев пояснил, что их увлечение ни в коем случае не заменяет и не отменяет работу МЧС.
– Сотрудники этой службы хорошо знают свою работу и справляются с ней. Мы же, повторюсь, занимаемся частными делами и готовы за разумную плату помочь тем, кто по своей вине попал в сложную ситуацию. Вот, на всякий случай, мой номер телефона: 8 903 807 24 14.

Беседовал
Андрей РЯБОЧКИН
Фото Анастасии Лысенко
и Ульяны Былевской

Добавить комментарий