Озеро Селигер и система Верхневолжских озер как зона, привлекательная для развития всех видов водного туризма, в том числе и яхтенного туризма, в особом представлении не нуждается.

13457679_992592877490799_842578014_n

Однако массового развития парус в России не имеет, в том числе и на Селигере. Ошибочно считается, что яхтенный туризм – это привилегия избранных. Глубочайшее заблуждение!
Члены яхт-клуба «Паруса Селигера» считают, что это миф: яхтенный туризм, а вместе с ним и другие виды водного туризма, доступны каждому жителю нашей страны — от пионера до пенсионера.
С этой целью Тверская региональная спортивная общественная организация (ТРСОО) «Яхт-клуб «Паруса Селигера» инициировала новый для озера Селигер проект.

О проекте «15 миль»

Предлагаемый нами проект «15 миль» получил свое название, исходя из сути водного туризма на внутренних водных путях. Расстояние в 15 миль (чуть менее 30 километров) можно пройти по воде за один световой день на любом маломерном судне: парусной яхте, весельной лодке, байдарке, надувном катамаране. Такой поход доступен всем возрастным категориям и не вызывает утомления своей монотонностью. Наоборот, он бодрит, дарит новые положительные эмоции от близости общения с ветром и водой, где единственным шумом может быть только плеск волны у борта и свист ветра в снастях такелажа. На катере совсем другая картина: эта техника вносит суету на акваторию, но и имеет большое число своих поклонников. Как правило, это молодежь, одержимая стремлением к движению, драйву.
А что прикажете делать пенсионерам и семьям с малыми детьми, кому тряска на волне не всегда доставляет удовольствие? И что делать вечером, в конце похода, когда хочется комфорта, тишины, общения в приятной компании, вкусного ужина с бокалом вина?…Все это сегодня непросто получить водному туристу на Селигере.
Далеко не все маломерные суда для водного туризма оборудованы каютами. В конце дневного похода туристу надо устроить свой ночлег на берегу, перекусить, отдохнуть. Современные туристы предъявляют высокие требования к комфорту в путешествиях.
Вот поэтому, по нашему мнению, реализация проекта «15 миль» на озере Селигер поможет удовлетворить ожидания любого водного туриста в части получения необходимых сервисных услуг в водном походе.

Что для этого надо?

Надо создать единую цепочку объектов, которые бы обеспечивали такой комфортный отдых на воде и на берегу. Расположение туристских объектов, оказывающих комплексные услуги водным туристам в условиях Селигерского края, должно быть не дальше 30 километров друг от друга. Лучше, если эти объекты будут расположены ближе друг к другу и более равномерно по акваториям. Это позволит качественно организовывать маршруты как самодеятельным туристам, привозящим свои суда на прицепах, так и туроператорам, которые, имея под рукой информацию о работающих объектах туризма, смогут самостоятельно, как из кубиков, собирать свой уникальный интересный маршрут, отвечающий запросам любого клиента. Здесь все будет зависеть от количества свободного времени клиента, фантазии туроператора и ценовой категории маршрута.
В настоящее время инфраструктура для яхтенного туризма на Селигере и Верхневолжских озерах представлена разрозненными объектами, принадлежащими малым предприятиям и физическим лицам.
Места базирования судов не всегда отвечают требованиям навигационной безопасности, а информация о их технической оснащенности практически недоступна капитанам судов. Количество и качество мест базирования не отвечают возрастающему спросу и повышенным требованиям водных туристов к сервисным услугам в современных условиях.
Объекты размещения и питания водных туристов зачастую находятся далеко от линии берега, что не позволяет оставлять судно у воды, оставаясь уверенным в его безопасности. Существующие базы отдыха, как правило, не имеют качественно оборудованных причалов, что также влияет на безопасную стоянку судов.
Расположение продовольственных магазинов на берегах неравномерно, что вызывает неудобства для пополнения запасов водными туристами.
Удобные топливные заправки для судов практически отсутствуют.
Объекты проведения досуга, удобные для доступа экипажам судов, также широкого развития не имеют.
Очевидно, что инфраструктура в интересах развития яхтенного туризма требует существенной модернизации и создания новых объектов.

Что хотим получить?

Считаем, что необходимо и возможно устранить недостатки, сдерживающие развитие яхтенного и других видов водного туризма. В рамках реализации проекта «15 миль» планируется получить следующие итоговые результаты:
— модернизировать существующие и создать новые инфраструктурные объекты для базирования судов (яхтенные порты и причалы). Целесообразно создать не менее четырех яхтенных портов, расположив их равномерно по Селигеру. В южной части – яхтенный порт «Паруса Селигера» рядом с одноименным яхт-клубом, далее на север по восточному берегу: в районе Заплавья и севернее – Городец. В западной части озера в районе Новых Елец.
При таком расположении яхтенных портов капитан любого маломерного судна может планировать безопасный и комфортный маршрут.
— Построить яхтенные причалы у наиболее знаковых объектов туризма и береговых населенных пунктов. Подходы к причалам должны быть безопасны для судоходства: фарватеры обозначены навигационными знаками, проведены необходимые дноуглубительные работы. Яхтенный туризм на Селигере подразумевает, что осадка судов будет не менее 1,5 метров, а мачты парусных судов высотой до 14 метров.
Строительство системы яхтенных причалов у памятных мест истории края, объектов туристского показа, в местах традиционного отдыха туристов позволит расширить возможности для комфортного путешествия по воде и посещения большего числа достопримечательностей Селигера в такое короткое отпускное время.
— Организационно объединить заинтересованных предпринимателей и объекты индустрии туризма (объекты размещения, питания, сервиса, досуга) с целью обеспечения возможности формирования разнообразных качественных турпродуктов и предложения их на рынок туристских услуг Тверской области и России. Здесь все зависит от желания предпринимателей участвовать в этом проекте, понимая, что коммерческий успех каждого зависит от общего успеха проекта. Конкуренция в качестве оказываемых услуг туристам должна быть добросовестной, а отношения предпринимателей друг к другу – партнерскими. Все гости Селигера должны чувствовать, что им здесь рады.
— Создать совместными усилиями на акватории Селигера флот парусных, парусно-моторных и весельных судов, как наиболее востребованных для водного туризма на наших озерах. Здесь немалую роль могут сыграть базы отдыха, расположенные на берегах озера. Наличие собственного флота монотипов у своего причала позволит расширить базу клиентов и предлагать новые качественные услуги для туристов. Примеры организации такой работы можно посмотреть у соседей в Европе.
— Привести в порядок инфраструктурные объекты общего доступа. В случае поддержки проекта «15 миль» на региональном и федеральном уровне можно ожидать инвестиций в эту сферу. Необходимо отремонтировать и построить новые дороги к наиболее значимым объектам туризма, выполнить инженерное обеспечение этих объектов. Программа государственно-частного партнерства в развитии туристской отрасли должна заработать в полную силу. Силами только предпринимателей малого бизнеса Селигерского края задачи проекта в короткие сроки не решить.

За чей счет «банкет»?

Самый главный вопрос такого мероприятия. А на какие «шиши» все это строить? Давайте порассуждаем и на тему экономики проекта без цифр.
Разумеется, что средства потребуются немалые, и их пока никто не считал.
Тут все зависит от подхода к проблеме. Чего мы хотим добиться? Создания системы реально работающих туристских объектов, отвечающих требованиям высоких международных стандартов, или достижения плановых показателей по освоению бюджетных средств? Инвестировать надо не в «закрома Родины», а точечно по каждому объекту, в отдельные бизнес-проекты.
Частному инвестору интересен конечный результат, а также то, какими средствами он будет достигнут.
Потребителю услуги интересно качество и стоимость этой услуги.
Собственника бизнеса интересует эффективность работы его предприятия.
Таким образом, только выполнив условия соблюдения баланса интересов всех участников проекта, можно будет говорить о его успешности.
Проект «15 миль» подразумевает участие в нем большого числа заинтересованных в развитии собственного бизнеса малых предприятий, работающих в индустрии туризма. Предпринимателям должна быть понятна позиция государства в отношении развития яхтенного туризма. Интересы государства должны найти свое отражение в законодательных актах и соответствующих государственных программах развития. Понятные предпринимателям принципы государственно-частного партнерства позволят им снизить свои коммерческие риски. Государственные средства наверняка потребуются для создания сети дорог, инженерного обеспечения объектов. Органам государственной власти потребуется выработать благоприятные условия для предоставления земельных участков под строительство новых объектов туризма.Эти условия должны быть понятны, стабильны и выгодны частным инвесторам на длительную перспективу. Здесь не надо придумывать что-то новое. Подобные проекты успешно реализованы по всему миру. Яхтенные порты полны судов.
В Стратегии развития туризма в Тверской области красной нитью проходит тезис о необходимости создания условий для развития туризма. При наличии таких условий малые предприниматели будут инвестировать средства в собственное развитие, в свое будущее, в будущее своих детей, которые захотят работать у себя дома, а не искать заработков в дальних краях.
Жизнь показывает, что все равно тянет к своим истокам. Но возвращение к ним зачастую происходит, когда сил уже не так много осталось. Опыт накоплен на десятерых, а горы уже не свернуть. Поэтому очень важно показать молодежи нашего Селигерского края, что обустроить свою жизнь, заработать необходимые средства можно своим трудом и у себя дома. Важно создать такие условия, чтобы активная часть молодежи, получив образование в мегаполисах, возвращалась домой. Работы тут поле непаханое.
Очень важно понять, есть ли здоровые силы в Селигерском крае, готовые и способные переломить ситуацию многолетнего застоя в развитии региона.
Прояснить эту ситуацию могут помочь и средства массовой информации. Важно услышать отклики участников туристского бизнеса, их готовность работать в повышении качества услуг в сфере яхтенного (водного) туризма. Важно услышать просто активных граждан, послушать их советы и предложения по сути этой инициативы. А вдруг получится так, что это никому не нужно? Хотя в это верится с трудом.
Очень часто люди задаются вопросом: как нам обустроить Россию? Все сказанное выше частично отвечает на этот вопрос. Вот так, всем миром, и поднимем край Селигерский на новый уровень. Ну не лаптем же мы щи хлебаем?
Не хочется, чтобы проект «15 миль» стал очередной «дорожной картой» без воплощения в нужный людям результат. «Дорожных карт» у нас много, а дорог нет…
В заключение хочется сказать, что проект «15 миль» может стать знаковым для региона, дать новый импульс развитию нашего края. При успешной его реализации озеро Селигер и Верхневолжские озера станут привлекательнее для водных туристов. Это поможет решению задачи Стратегии развития туристской отрасли по увеличению организованного туристского потока в Тверскую область. Появится возможность у местного малого бизнеса создавать новые рабочие места в индустрии туризма. Если все пойдет в правильном направлении, то через десятилетие туристская отрасль Селигерского края может стать для Осташковского округа бюджетообразующей, как это, например, произошло в регионе Мазурских озер, похожих на Селигер своей природой.
Без активной поддержки малых предпринимателей, без участия в этой большой работе широких слоев активных граждан, проект не сможет состояться. Большая надежда на то, что к проекту подключатся люди активного возраста. Много есть в России людей правильных, желающих делать полезные вещи для всех. Надо понимать, что все сделанное нами останется нашим потомкам, чтобы дарить им радость жизни на прекрасной Селигерской земле.
Информация о реализации этого проекта будет периодически появляться в СМИ. Свои вопросы и предложения можно размещать в интернете, на сайте организации – инициатора проекта «15 миль», соц.сетях.
В качестве информационного ресурса проекта «15 миль» можно предложить сайты OSTASHKOV.RU или SELIGER-CLUB.RU после их доработки под инструменты проекта.
Председатель наблюдательного совета яхт-клуба «Паруса Селигера»
Игорь КОКОУЛИН

Добавить комментарий