Жители Осташковского городского округа посетили лекции в рамках образовательного проекта «Практики наследия». Проект посвящен работе с объектами культурного наследия, архитектурной средой и реализуется на территориях исторических поселений Тверской области – в Торжке, Осташкове и Торопце. Двухдневное мероприятие проходило в отреставрированном здании знаменитой «Гостиницы Пожарских» в Торжке 22-23 апреля.

#Росмолодежь #РосмолодежьГранты

Начнём с того, что команда молодых специалистов из Торжка победила во Всероссийском конкурсе «Росмолодежь. Гранты 2 сезон» с образовательным проектом «Практики наследия». Это региональный проект для пользователей памятников архитектуры, жителей и специалистов, которые планируют развивать исторические территории. Он призван познакомить всех интересантов со спецификой работы с объектами культурного наследия в исторических поселениях федерального значения Тверской области.

Теперь к лекциям. Информации было много. В сети опубликована десятичасовая запись с выступлениями спикеров. Рекомендую ознакомиться всем, кто интересуется темой сохранения объектов культурного наследия (ОКН). Здесь же кратко расскажу о темах и поделюсь выводами.

В рамках выступления, посвященного введению в тему сохранения памятников архитектуры, автор проекта Александра Богдалова рассказала не только о профессиональном опыте работы с капитальным строительством, реконструкции и реставрации, но и об опыте неравнодушного жителя ОКН, коим она сама является. Получив полтора года назад предписание от органа охраны, Саша ознакомилась с его содержанием и не сдержала слёз. Молодой архитектор поняла, что не может самостоятельно отреставрировать даже фасад своего дома. Но она не отчаялась, а решила собрать людей, связанных с сохранением архитектурного наследия — тех, кто работает с ОКН, историческими территориями и простых пользователей.

Далее была рассмотрена проблематика. Если коротко, то главная проблема – низкая мотивация в сохранении памятников архитектуры. Люди просто не понимают, зачем нужно их сохранять. Другая проблема – конфликт теории и практики. Законодательство слабо согласуется с тем, как всё обстоит на самом деле. Ну и третья – слабая поддержка и сопровождение собственников, решивших привести в порядок ОКН. Подчас администрации муниципалитетов не могут проконсультировать потенциальных инвесторов и собственников, потому как сами слабо понимают, как работать с такими объектами.

Занимательный экскурс в градостроительную политику Российской Империи XVII-XX вв. провёл аспирант исторического факультета МГУ Иван Прокофьев. Он рассказал о появлении типового каменного строительства, совершенствовании механизмов контроля и принципов
застройки, попытках принять закон об охране исторических памятников… Что удивительно, до XIX века само понятие ценности исторических памятников не было распространено. Да и в XIX веке его понимали лишь немногие образованные люди. Да что уж там! Еще в начале прошлого века у нас бытовало представление, что древнее и должно выглядеть как-то по-древнему, а значит ветшать и разрушаться. Ни о какой реставрации речи не шло. И, если разобраться, то после многих лет усложнения законодательной базы в части сохранения ОКН, на практике всё остаётся на том же примитивном уровне – древнее выглядит древним, разрушается и исчезает…

С деятельностью Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области и его структурой нас познакомила начальник отдела сохранения и популяризации культурного наследия Олеся Дубницкая. Кстати, вы знали, что Тверская область лидер ЦФО по количеству ОКН? Их у нас 10’781. В этом числе 6022 памятника археологии; 3370 памятников архитектуры; и 1389 памятников истории и монументального искусства. А в управлении работает всего 28 человек…

Какие работы и кем могут осуществляться в отношении ОКН? Про это в своей следующей лекции рассказала Александра Богдалова. Опять же, если коротко, то делать что-то может ТОЛЬКО собственник. С видами работ тоже всё более или менее понятно. Они должны быть направленны на обеспечение физической сохранности здания и сохранение историко-культурной ценности ОКН. Это может быть ремонт – поддержание эксплуатационного состояния памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны; консервация – комплекс противоаварийных работ в целях предотвращения ухудшения состояния ОКН; реставрация – научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранения историко-культурной ценности ОКН; приспособление — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях современного использования ОКН, включая реставрацию представляющих ценность элементов. Все требования по этим видам работ прописаны в 73-ФЗ, о котором мы писали уже очень много на страницах газеты. По градостроительному кодексу проводятся реконструкция и капитальный ремонт.

Тут важно отметить, что если затрагиваются любые конструктивные и другие характеристики надежности ОКН, то мы тут же попадаем на экспертизу проектной документации. Разработку её осуществляет только проектная организация, имеющая допуск СРО. Это плюс, минимум, год к разработке проектной документации. Стоимость её при этом возрастает многократно.

Порядок действий при работе с памятником архитектуры выглядит так: собираем пакет документов (охранные обязательства, площадь, объем здания, проводим собрание собственников); в орган охраны памятников направляем заявление на выдачу задания на проведение работ; получаем задание на разработку проектной документации; ищем проектную организацию с лицензией Минкульта; далее осуществляется разработка; затем проходим государственную историко-культурную экспертизу; после согласования и получения разрешения ищем строительную организацию с особой лицензией; приступаем, наконец, к работам, параллельно готовя отчёты; в финале — согласование и приемка работ. Если уже это показалось вам достаточно сложным, то спешу вас уверить, что на практике всё в десятки раз сложнее.

Про параллельную реальность, в которой существует Москва, рассказала главный архитектор Мастерской планирования и анализа исторических территорий (МПиАИТ) Института Генплана Москвы Татьяна Щепеткова. Причиной утраты исторических ценностей и среды в столице часто является то, что там слишком много денег. Избыток средств и халатность приводят к тому, что москвичи рьяно избавляются от всего старого, имеющего художественную ценность. На помойку отправляются плиточные панно, фактурные стены, перила, окна, двери и многое другое. Заменяется всё это на лапидарные, дешевые и “практичные” аналоги. А после волонтеры вытаскивают это всё со свалок и пытаются хоть как-то спасти…

Если до этого речь шла про ОКН, то лекция руководителя сектора мониторинга исторических территорий Константина Иванова была уже посвящена тому, что происходит в защитных буферных зонах, примыкающих к памятникам. Это довольно сложная и объёмная тема, и я даже не возьмусь её пересказывать в рамках краткого содержания.

Руководитель МПиАИТ Дмитрий Верховский рассказал про принципиальные отличия генерального плана от мастер-плана. Первый, по мнению спикера, предоставляет собой кондовый долгосрочный документ, а второй – реальную житейскую стратегию, определяющую развитие на ближайший период. Жизнь регионов регулируется генеральными планами, но в них, к сожалению, почти ничего не говорится об ОКН.

Говоря об устойчивом развитии территорий, Дмитрий выдвинул ряд важных тезисов. Должны быть задействованы такие технологии, которые позволят территории жить и развиваться самостоятельно, без постоянного вмешательства со стороны. То есть, если говорить о самом глубоком и устойчивом развитии, то начинается всё с воспитания детей. Можно каждый день менять фонари, скамейки и прочее, а можно вложиться в человека и его воспитание. При таком подходе, вероятно, и наследию ничто не угрожало бы, да и вообще жизнь была бы иной… Кстати, он применён в мастер-плане Таллина. Там весь план развития города построен на том, что развиваются не городские пространства, а жители. Но, конечно, людей воспитать сложнее, чем восстановить фонарь или скамейку…

В завершение руководитель МПиАИТ познакомил нас с концепцией непрерывного культурного ландшафта, который воздействует на человека. Это комплекс мероприятий, который активирует культурный запрос у жителей. И среда должна создаваться уже под этот запрос. Если людям не нужна культура, наследие, театры, то им их не навяжешь, как ни старайся.

Практические полезные советы по работе с историческими объектами дал главный архитектор сектора по разработке документации МПиАИТ Константин Айдемиров. Он продемонстрировал элементы, состояние которых критически важно для срока жизни здания: кровля, слуховое окно, отливы, водосточные трубы, продухи, отмостка… Затронул тему климатических и биологических причин разрушения конструкций. Рассказал о простых и дешевых материалах, которые можно использовать при ремонтных работах, а также тех, что лучше избегать. Так, например, распространена ошибка, когда вместо известковой штукатурки используется цементный раствор. Потом, через год-два, такая стена просто осыпается.

Программу лекций первого дня завершало выступление автора проекта «Практики наследия». Александра Богдалова поделилась ценной информацией о программах поддержки по сохранению памятников архитектуры. Существует федеральная государственная программа конкурсного формата «Развитие культуры». Можно получить средства на разработку проектной документации и производственные работы.

В региональной государственной программе Тверской области «Сохранение, популяризация и государственная охрана культурного наследия ТО на 2023-2028 годы» могут принимать участие исполнительные органы Тверской области, предложившие для включения в ГП ОКН, принадлежащие им или их подведомственным организациям на праве оперативного управления. Муниципалитет, к сожалению, не может ею воспользоваться.

Кроме того, начиная с этого года, жители могут инициировать вхождение в Программу поддержки местных инициатив с ОКН. Насколько этот вариант окажется эффективен, пока неизвестно. Министерство финансов Тверской области пояснило, что объект при этом должен быть в муниципальной собственности.

Насыщенная программа второго лекционного дня была посвящена практическому опыту работы с историческим наследием. Руководитель аналитического центра МУФ Виктория Мальцева рассказала участникам мероприятия о государственной политике по сохранению объектов культурного наследия на примере масштабного многолетнего исследования, которое началось в 2019 году; эксперт ГИКЭ Михаил Иванов – об особенностях объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Ещё в рамках цикла лекций выступили молодые координаторы сообществ, гид и предприниматель, выступающие за сохранение исторической среды и реализующих свои проекты в этом направлении.

Два, наполненных полезной информацией и новыми знакомствами, дня мы провели в Торжке. Наш город был представлен самой многочисленной и дружной делегацией, в которую вошло девять человек. Это, кстати, еще один повод гордиться активностью наших земляков. Из Торжка в первый день было всего двое, включая автора проекта, а из Торопца, к сожалению, никто не приехал. Это возвращает наc к теме: а насколько вообще общество понимает серьезность проблемы сохранения исторической среды и объектов культурного наследия?

Мы видим, что сакральны памятники, посвященные Великой Отечественной войне, гаубицы и танки, в которых люди видят отражение подвига нашего народа. Быть может, когда-то в культурном наследии мы также научимся замечать ценность. Будем уважать эту часть истории, художественный вкус и талант мастеров-созидателей… С этого должно начинаться развитие территорий. Ведь, как сказал один лектор вслед за известным литературным профессором: «разруха, прежде всего, в головах».

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий