Магическая акварель Галины Смелко

Опубликовано 17 Мар 2017. Автор:

Именно так, по аналогии с литературным методом, называемым магическим реализмом, хочется окрестить направление в живописи осташковской художницы. В работах Галины Смелко, выполненных акварелью на бумаге, действительно запечатлены реалистичные, всем нам знакомые пейзажи, но в них есть что-то такое, что несколько расширяет границы реальности и смешивает её с особым, возможно, даже мистическим, восприятием мира автора.

Открытие второй персональной выставки члена Союза художников России Галины Смелко «Дорога жизни моей» состоялось в центральной библиотеке 12 марта. Художницу хорошо знают и любят в Осташкове. Её работы всегда являются украшением выставок, нередко главным. И вот вам факт, с которым непросто примириться. Прошлая персональная выставка Смелко состоялась целых 20 лет назад! Это ужасная несправедливость. Более того, оказалось, что многие вовсе незнакомы с акварельными работами художницы.

Прежде чем приступить к описанию содержательной части выставки, стоит немного сказать о самой церемонии её открытия. Галина Смелко является педагогом Детской школы искусств им. И. К. Архиповой, а потому открытие было не просто торжественным, а скорее даже напоминало небольшой концерт. Юноша исполнил на трубе композицию «Есть только миг», выступили воспитанники театрального отделения с фрагментом из «Горе от ума» Грибоедова, хоровое отделение исполнило «Призыв весны» и «Старушка и пират», прозвучал вальс П.И. Чайковского в исполнении пианиста, а в завершении выступил ансамбль гитаристов с «Кубинским танцем». Кроме того, свой поэтический шарж художнице посвятил Юрий Назаров. Вот такое поистине богатое культурное обрамление получила выставка.
Условно экспозицию можно разделить на три части. Первая встречает посетителей в холле второго этажа – это галерея из 12 портретов, выполненных маслом. Ни одна из работ не является просто фотографическим перенесением изображения натуры, а представляет собой глубокое осмысление образа человека. Автор тонко чувствует (или хорошо знает) характерные особенности своих моделей, умеет их подчеркнуть, и потому портреты наполнены психологизмом. Все это делает их не просто хорошо проработанными и узнаваемыми, но по-настоящему живыми.

Далее проходим в выставочный зал, где обнаруживаем около двух десятков акварельных работ. На бумаге запечатлены сельские пейзажи, город Торжок, осмысляются мотивы природы. Сама художница называет это этюдами и заявляет, что создаются они очень быстро. Причислив свои акварельные работы к жанру, предполагающему некую легкость и спонтанность, Галина Смелко явно поскромничала. Работы не так просты. В них отчетливо прослеживается индивидуальное восприятие автора. Передано ощущение присутствия чего-то иррационального, магического. Романтизация достигается благодаря манипуляциям с перспективой, композиционным и световым решениями. Даже привычные для акварельной техники брызги водяных капелек, размывающих краску на бумаге, выглядят у неё волшебными искрами. Убедиться в этом можно, взглянув на картины «Старая ива» и «Музыка дождя».
Несмотря на отсутствие ярких, кричащих цветов (Смелко использует очень спокойные тона), акварельные работы не выглядят скучными, серыми и плоскими. Богатого тематического разнообразия здесь тоже нет, но благодаря широкому набору технических решений выставка не утомляет и воспринимается с большим интересом.
Мы коротко рассмотрели портреты и акварельные работы Галины Смелко, но этими двумя блоками выставка не ограничивается. Одна из её интереснейших составляющих спряталась на стеллажах, где обычно обитают книги. Это небольшие по формату картины, выполненные нетрадиционной техникой рисования – акватипия. Посвящены работы фольклорным мотивам и сюжетам русских сказок: «Царевна-Лебедь», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Колобок и курочка Ряба» и другие. Эти причудливые картинки так и просятся в качестве иллюстраций к детским книжкам, что нисколько не умаляет их высокой художественной ценности.
Андрей РЯБОЧКИН

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.