– У нас на контроле находится решение суда от 2015 года, обязывающее АО «Верхневолжский кожевенный завод» обеспечить нормальную очистку сточных вод. Ежемесячно руководство предприятия предоставляет отчеты о реализации планов по устранению нарушений. В октябре ко мне обратились представители завода и сообщили, что у них в пробах воды выявлено превышение предельно допустимых концентраций в части нефтепродуктов. Объяснить, в чем причина этого нарушения, они не могли. Спустя три дня поступила информация о том, что в районе канализационной насосной станции №1 стоит едкий запах нефтепродуктов. Так был обнаружен источник загрязнения.
Далее природоохранная прокуратура совместно с представителями завода, городской администрации и коммунальной службы совершила выезд на место. По словам Сергея Прокофьева, возле КНС стоял такой запах, что непонятно, как существовали в такой удушающей атмосфере жители близлежащих домов.
– Зашли мы на территорию станции, – продолжал природоохранный прокурор, – и увидели, что стоки полны нефтепродуктов. Как и когда туда попал мазут, непонятно. Хотя версии, конечно, есть, и по ним проводится проверка.
Получается, что на протяжении некоторого времени этот мазут гулял по трубам канализации и засорил всю систему. Сколько еще этот состав будет поступать на наши биологические очистные сооружения, неизвестно. Пострадавшим в данной ситуации является и сам кожевенный завод.
– Верхневолжский кожевенный завод сразу принял ряд мер по предотвращению попадания нефтепродуктов в озеро, – пояснил Сергей Прокофьев. – Был организован отбор проб, вызвана лаборатория из Твери.
Завод потерпел серьезные убытки. В течение длительного времени предприятие развивало микроорганизмы, перерабатывающие сложные органические соединения. Пахнуть в городе стало меньше, это все заметили. Так вот, в настоящее время осталось порядка 30% этих микроорганизмов. Остальные погибли.

Комментарий Алексея Биченова, директора по экологии АО «Верхневолжский кожевенный завод»:
Подтверждаю, что системе биологической очистки стоков нанесен серьезный ущерб, сохраняется угроза загрязнения озера.
Хотя заводом предприняты оперативные меры, в местах стоков в Селигер выставлены БОНы (улавливатели — заградители).
Однако пленка, которую образуют нефтепродукты на водной поверхности, предотвращает кислородный обмен,
что, как следствие, ведет к гибели микроорганизмов.
Особенно обидно, что мы только недавно завезли на БОС новые партии более эффективных биологических чистильщиков, получили сертификат.
И вот из-за чьей-то халатности (или злой воли?) нанесен материальный и финансовый ущерб предприятию.
В авральном порядке, в сложных погодных условиях, сутками трудились бригады.
Ущерб будет подсчитан, но вот будет ли кому предъявлять счет?
Мы вправе рассчитывать на бескомпромиссную и эффективную работу правоохранительных, надзорных и судебных органов.

Получается, что с большой долей вероятности запах может вернуться. Это вопиющая халатность. Умышленная она или нет? На кого была нацелена? Эти вопросы пока остаются открытыми. Главной же жертвой, как всегда, становится население. Прокурор также сообщил, что, вероятно, можно говорить и о факте сокрытия:
– Почему наши доблестные коммунальщики не сообщили о том, что такая проблема существует? Почему не были приняты своевременные меры? Получается чистой воды сокрытие.
Проблема осложняется еще и тем, что в Тверской области нет предприятия, которое могло бы заняться утилизацией такого рода загрязнения. А о том, сколько такая услуга может стоить, страшно подумать. При этом вся финансовая нагрузка, скорее всего, ляжет на Верхневолжский кожевенный завод, который будет вынужден заняться такой благотворительностью.
Материалы по факту сокрытия загрязнения направлены в следственный комитет и в Управление Росприроднадзора по Тверской области. По мнению Сергея Прокофьева, серьезной угрозы здоровью населения пока нет. Также он сообщил, что с КНС №1 связана и еще одна серьезная проблема: из-за неё затапливаются близлежащие участки жителей.

 

Мусорный коллапс

Не все граждане в Осташкове знают, какой путь в последнее время проделывает их мусорный пакет, выброшенный в контейнер. А, между тем, едет он в соседний Кувшиновский район. В продолжении встречи с природоохранным прокурором была затронута тема сборов, транспортировки и размещения отходов.
– С первого июля эта деятельность стала лицензироваться, – поясняет Сергей Прокофьев. – О том, что это будет так, все знали еще полтора года назад. У нас же в администрации, похоже, законы не читают вовсе. Но давайте по порядку.
Еще весной 2015 года мы внесли представление в адрес администрации района. Напомнили, что наша свалка размещена на землях сельскохозяйственного назначения. Понятно, что, в соответствии с действующим законодательством, земли должны использоваться по целевому назначению, и размещение свалок на участках такой категории строго запрещено. При этом, на протяжении десяти лет никаких эффективных мер по переводу земель не принималось.

Затем мы получили ответ, что администрацией района принимаются меры: необходимый пакет документов направлен в правительство Тверской области. Там его рассмотрели, и в ноябре мы получили отказ в переводе земель со ссылкой, что свалка будет размещаться в санаторно-курортной зоне, а это недопустимо. У нас же статус курорта здесь по-прежнему.
Компании «Осташков ЖКХ» было предъявлено предостережение. Я вызвал руководителя и спросил: «Знаете ли вы, что не имеете права размещать отходы на полигоне?» Он сообщил, что знает. Как раз накануне организацией была получена лицензия на сбор и транспортировку отходов (но не на размещение – прим. ред.).
На ситуацию сумел повлиять губернатор Игорь Руденя. В дополнение к ранее представленным документам были приложены материалы, подтверждающие длительность эксплуатации свалки и допустимость ее воздействия на окружающую среду. По результатам рассмотрения этих материалов перевод был осуществлен, а затем и зарегистрирован в кадастровой палате. Между администрацией района и «Осташков ЖКХ» был заключен договор аренды. Сейчас готовятся документы на получение организацией лицензии для размещения отходов. Пока же мусор по-прежнему вывозится в Кувшиновский район. Вопрос с нашим полигоном решится в лучшем случае к новому году.
Еще хочется сказать по поводу переполненных контейнеров и стихийных свалок. В 2009 году на городскую администрацию по иску прокуратуры была возложена обязанность по оборудованию контейнерных площадок. Предписание не исполняется. Стихийные свалки также не выявляются, а к нарушителям не принимаются никакие меры.

Немолочные реки

По иску Межрегиональной общественной организации «Экологическая безопасность», обращенному к городской администрации и муниципальному предприятию «Межотраслевое коммунальное хозяйство» с требованием прекратить сброс хозяйственно-фекальных сточных вод, попадающих в реку Ёмша и далее в озеро Селигер, было заключено мировое соглашение.
Напомним, что фекальные стоки попадают на рельеф местности в районе железнодорожных путей в результате перекачивания их по канализационной линии между КНС №6 и КНС №15. Канализационные сети нуждаются в ремонте.
Согласно мировому соглашению, ответчик обязуется до 15 октября 2017 года прекратить сброс и обеспечить функционирование канализационной линии. В случае же невозможности прекратить сброс, должна быть обеспечена надлежащая очистка вод согласно законодательству РФ.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий