…Нам было по восемнадцать лет, мы с подругой Мариной шли по улице поздним мартовским вечером. Были такие сумасшедшие звезды, нависала над нами такая необъятная вселенная, что невольно зашла речь о месте человека-песчинки в ней и о том следе. И подруга сказала тогда удивительные по глубине (особенно если принять в расчет возраст!) слова: «Оставить след можно только, вырастив и достойно воспитав потомство».
Кажется, вся история человечества свидетельствует только об этом. Как бы не так! Человек, помимо всего, эгоистичен, тщеславен – в той или иной степени. Ему хочется, чтобы «всё, здесь и сейчас». Появилось даже движение чалдфри – свобода от детей. Движение против основного инстинкта? А с другой стороны, каждый день СМИ приносят сведения о преступном отношении к собственным детям. Вот и позавчера во Львове нашли несчастных маугли… А если вспомнить, даже не напрягая память, о каждодневных окриках, тычках современных мам с сигаретами и пивом своим чадам! «Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле», — сказал Пифагор.
Дело, конечно, не в могиле как таковой. Впрочем, отчасти и в ней тоже. Некоторое время назад хоронили очень известную и уважаемую в городе женщину – красивую, талантливую, умницу. Так получилось, что своей семьи она не создала (хотя трудно представить, что мужчины были к ней равнодушны!). С родней отношения начисто испортила. А последние годы жизни провела, хоть и не без внимания своих многочисленных друзей, но все же в одиночестве, упорно отгораживая себя капризами по поводу и без. Как это бывает в подобных случаях, ее, уже не совсем владеющую собой, смогли расположить совсем чужие, холодные и расчетливые люди. И организованные ими кое-как проводы в последний путь, не достойные этого человека, стали десятикрат болезненными для всех нас, хорошо ее знавших и почитавших.
… Я заявила неделю назад на планерке об этой колонке, давно собираясь поразмышлять наедине со всеми на эту тему. Еще не зная, что эти слова будут окрашены болью утраты и виной. В понедельник стало известно о смерти Николая Щепотьева. Хотя звезда и известность этого человека закатились лет пятнадцать назад, тем не менее, его знали и помнили многие в городе как яркого комсомольского лидера времен перестройки, как одного из первых коммерсантов в нашем крае. Многие из комсомольских активистов дошли до больших высот в бизнесе, «а тот выпал из гнезда…». Будучи романтиком, он, к середине девяностых уже крепко стоявший на ногах, не смог встроиться в жесткие рамки реальности. И штопором пошел вниз. Распалась первая семья, вторая тоже. Типично русская болезнь все больше отделяла Колю от надежды на возвращение в прежнюю среду. Ему помогали товарищи по комсомолу, бизнесу, просто друзья. Но все было напрасно – до первого запоя. Последние годы Николая поддерживала семья Исаковых, и уход старшего товарища, Владимира Дмитриевича Исакова, видимо, лишил его последних жизненных сил. Он, прирожденный лидер, кумир, ушел в одиночестве, нищете и забвении.
На смерть Николая Щепотьева отозвались многие его знавшие. Сестра покойного, Людмила Николаевна, просила искренне всех поблагодарить за помощь…
Берегите себя. Цените своих родных и тех, кто рядом…
Наталья Николаева

Добавить комментарий