А та, несмотря на свой почтенный возраст и болячки, наотрез исключает подобное развитие событий! Да и к тому же за свои 95 по свету она уже достаточно помоталась, не хочется ей на старости лет обузой для других быть.
А здесь, в Осташкове, Анне Аркадьевне помогают скрасить одиночество добрые люди, ставшие для нее очень близкими.
– Что касается лекарств и продуктов, так легкая на ногу Наташа, работник соцзащиты, быстро до аптеки или магазина домчит. Просто замечательный человек. А сосед Ваня никогда не отказывается подсобить по хозяйству. Всю зиму снег у моего дома чистит. Минувший год какой снежный-то был. Дверь во двор занесло. Мне за дровами не выйти. Уж хотела было прохожим людям в окно стучать, помощи просить. А Иван словно сам меня услышал. Тут как тут! И за водой, когда надо, сбегает. Дай Бог всем таких соседей! А, между прочим, Иван водителем работает, устает в дорогах, да и дома у него забот хватает, — спешит рассказать гостям о своих незаменимых помощниках бабуля.
А заглянули к ней на огонек в воскресный денек директор Осташковского хлебокомбината Сергей Анатольевич Коропалов и председатель ветеранской организации этого предприятия Галина Васильевна Хохлова. Причем при полном параде. С букетом роскошных цветов, с поздравительным письмом от Президента России, с фирменным тортиком и ароматной, еще горячей буханкой черного хлеба.
Именно этот хлебный дух напомнил Анне Аркадьевне о ее напряженных трудовых буднях, наполненных содержимым раскаленных печей. Ровно двадцать восемь лет посвятила ветеран своему любимому производству.
И кому, как не ей, удалось познать истинную цену хлеба в годы военного лихолетья. К счастью, до ее родной деревни Сонино, Пеновского района, немцы не дошли. Они остановились рядом в Ранцево, что в шести километрах. В Сонино же расположилась часть красноармейцев. Подобное соседство запомнилось Анне Аркадьевне многочисленными кровопролитными стычками, которым, казалось, не будет конца. Только в ее родительском доме остановилось на зимний постой двадцать пять советских солдат.
– Отнеси, Господи, когда-нибудь снова пережить людям такое! Ребятки все молоденькие были. Всех перебило. К началу нашего наступления только двое в живых оставалось, а когда один из них в разведку уходил, у него даже рукавиц не оказалось. Так мама ему свои старенькие вязанки предложила. Не взял ведь, мол, не замерзну, скоро вернусь. Но так и не вернулся. За те дни, что у нас солдатики стояли, они все нам родными стали.
Мама для них и печку стопит, и еды приготовит. А за всех павших друзей отблагодарил ее, уходя, только полковой доктор. Вот она, война, жестокая какая, — вновь тревожит свою память Анна Аркадьевна Рябочкина.
Сразу после войны подалась она за своим счастьем в Ленинград, к родным. Но тяга к земле предков взяла верх. Однако и здесь смертельные сражения Великой Отечественной войны навсегда подорвали привычный уклад деревенской жизни. Вот в поисках работы и добралась до Осташкова.
Вместе с мужем купили домик на улице Магницкого. Мужа Анна Аркадьевна схоронила, а домик их жив. Он теперь и служит для женщины надежным оплотом.
По оконным стеклам сиротливо скатываются капли ноябрьского холодного дождя. А в избе Рябочкиной тепло и уютно. Работает телевизор. Благодаря «Останкино», Анна Аркадьевна никогда не чувствует себя оторванной от мировых событий.
– В холодильнике у меня тоже солидный запас продуктов. А гости, скорее всего, завтра ко мне могут нагрянуть. Ведь завтра Анна – именинница. Я и холодца наварила. Хотите угощу? – не дожидаясь нашего ответа Анна Аркадьевна, опираясь на палочку, поковыляла в сени. Вместе со студнем на столе появились яблоки, убору которым, по словам хозяйки, в этом году не было.
– Огурцами Бог нынче меня тоже не обидел, а вот с картошкой неувязочка вышла. Весной огород затопило, полный подпол воды был. Такая вода на моей памяти только второй раз случается. Да оно и хватит мне уже картошку сажать. Трудно нынче что-то стало, — жалуется нам радушная хозяйка.
Гости соглашаются, в глубине души мечтая самостоятельно содержать свои огороды до столь почтенных лет.
– Анна Аркадьевна, а как же с дровами для печки вы справляетесь? — не удерживаюсь от очередного вопроса я.
– У меня их две машины вон под окном, в поленницу уложено. Потихоньку с ведёрочком и хожу во двор за дровами. Мне теперь спешить-то некуда!
– И ведь правду бабуля говорит, куда ей спешить! – соглашаюсь я с мудростью этой удивительно доброй и простой женщины.
– Да что там дрова! Тут недавно так обычного мороженого захотелось. И рядом, как назло, никого нет. Делать нечего. Оделась! Палочку свою в руки, и в ближайший магазин. Купила сразу три штуки. Про запас, — вновь слегка хорохорится перед гостями радушная собеседница.
В ее ближайших планах встреча нового 2014 года. Разделить радость праздника с ней намерены все те же питерские внучки, летом нагрянуло аж двенадцать человек. И ничего! Всем места в доме хватило. Наверняка приедут не с пустыми руками, с гостинцами, которых с лихвой хватит до их новой встречи с любимой бабушкой Аней.
Олег СЕВЕРОВ
фото автора

Добавить комментарий