Это летнее приключение, скорее всего, так и осталось бы в наших личных воспоминаниях, и незачем было бы выплескивать свою восторженность от всего произошедшего на страницы газеты, но хочется еще раз обратить внимание тех, в чьей компетенции находится развитие туризма, на перспективы этой отрасли для молодежи.
Маршрут, называемый некоторыми бывалыми велотуристами «Легендарная жемчужина Селигера», лучше всего подходит для новичков. Он довольно прост и не требует особой физической подготовки. Однако это небольшое путешествие способно дать исчерпывающее представление о том, что же собой представляет природа Селигерского края.
В состав нашей группы вошло девять человек. Последних двух участниц мы встретили на железнодорожном вокзале. Девушки прибыли к нам из Санкт-Петербурга специально для того, чтобы поучаствовать в походе. Для кого-то этот путь уже был хорошо знаком и пройден не один десяток раз, ну а другим предстояло пройти его впервые. Я и моя спутница относились ко вторым, и вместе с такими же новичками, мы с волнением ожидали старта.

После того, как гостьи из северной столицы собрали свои велосипеды и закрепили снаряжение, наша группа встала на маршрут. Проехав несколько километров по асфальту, мы преодолели мост и вскоре свернули на грунтовую дорогу. Весь наш дальнейший путь пролегал по грунтовым, песчаным дорогам и лесным тропам.
Конечной целью нашего путешествия должна была стать Нило-Столобенская пустынь. От Осташкова по асфальтовой дороге до нее всего 25 километров. На тех же велосипедах можно, не торопясь, добраться за два часа. Вот только по пути вам повстречаются лишь пара довольно развитых поселков и деревень, придорожные торговые точки, да многочисленные особняки. Нам же нужно было проехать около 50 километров и разбить лагерь на берегу Селигера, недалеко от деревни Кравотынь. Посещение монастыря запланировано на следующий день.
Следуя маршруту, мы крутили педали и наслаждались живописными видами. Не скрывая восторга, любовались зелеными холмами с густой, словно подстриженной под газон травой, роскошнными полями, усеянными пестрыми цветами. Озёра, плесы и реки призывно искрили на солнце, предлагая освежиться. И запах! Пьянящий запах хвои и смолы, аромат полевых цветов и луговых трав… Невероятных усилий стоило удержаться и не окунуться в это природное изобилие, посвятив каждому понравившемуся месту хотя бы час. Но, лишнего времени у нас не было. Наш путь пролегал через деревни Марьино, Локотец, Лещины, Белкино, Черный Дор и Кравотынь.
В Белкино мы решили пополнить запасы воды и, проехав всю деревню поперек, успели немного пообщаться с местными. Из-за каждой изгороди нас встречали любопытные взгляды селян. Озадаченные появлением большой группы велосипедистов жители послали за нами мальчишку на велосипеде. Разведчик из снаряжения имел только плавки, но вел себя довольно смело — с интересом разглядывал “пришельцев” и коротко и строго отвечал на вопросы девушек. Мы же, с не меньшим любопытством, рассматривали старенькие каменные и деревянные домики. Их крепкие стены все еще сохраняли облик деревни, но с обветшалых крыш угрожающе свисали прогнившие доски и перекрытия. Колодезной водой с нами поделился интеллигентного вида мужчина, не забыв поинтересоваться, куда это мы направляемся. Обратно до самой окраины Белкино нас провожала уже троица юных, почти нагих велосипедистов.
Вскоре добрались до Кравотыни. Здесь нам открылся потрясающий вид на возвышающуюся на холме Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Кравотыни. Небесного цвета церковь, пока еще одетая в строительные леса (идет реставрация) производила сильное впечатление. Любуясь ее обновленным обликом и разбитыми по периметру цветниками, мы провели здесь около получаса и двинулись дальше.
Небольшой отрезок пути до стоянки на Княже (залив Владышно) пришлось пройти пешком. Грязевая каша не позволяла проехать не только машинам, но и велосипедистам. Выбрав места под палатки и обустроив свой быт, мы уселись возле костра и позволили себе, наконец, расслабиться. Отужинав супом, приготовленным здесь же на костре, салатом и вкуснейшими куриными котлетами, наша группа дала немного отдыха ногам и затем полезла в воду. С нас моментально спало все накопленное за дорогу напряжение. Кто-то уже отправился исследовать лес в поисках грибов. Вечером ожидалось прибытие подкрепления с гитарой. Посиделки у костра с песнями под струнный аккомпанемент завершили первый походный день. До палаток мы (новички) шли под шаловливое перемигивание звезд, опьяненные красотой этой ночи и гордые собой – наконец то выбрались в наше первое велопутешествие.
Весь первый день светило палящее солнце, а вот утро второго дня встретило нас ливнем, громом и сильными порывами ветра. Стихия угомонилась лишь к полудню, дав нам небольшой перерыв на обед (в ход пошли собранные вчера грибы). Пока ребята спешно собирали вещи, я беспомощно ходил по лагерю, согнувшись в три погибели, и проклинал свою недальновидность: «К походу подошел халатно, не озаботился спальным мешком и “пенкой”. Спал на одеяле, что вылилось в нестерпимую боль в спине. Видимо застудил».
Едва мы преодолели грязевой участок пути, как снова полил дождь, а небо озарили вспышки молний. Вскоре, ко всему прочему, посыпался крупный, размером с горох, град. На этом неприятности не закончились. Спустя несколько минут у одного парня взорвалось заднее колесо велосипеда. До Кравотыни добрались промокшими до нитки. Два человека сошли с маршрута, оставшись в деревне ждать машину из Осташкова. Я также не доехал до конечной цели нашего путешествия и вместе со своей спутницей отправился по асфальтовой дороге в сторону дома, сопровождаемый ливнем и небесной иллюминацией. Ну, а пять членов нашей группы продолжили свой путь до Ниловой пустыни и провели еще одну ночь, уже на Белом озере.

Добравшись до дома, надев сухие теплые вещи, с горячей чашкой кофе в руках мы весь вечер вспоминали нашу поездку. Пожалуй, это было одно из самых ярких впечатлений уходящего лета. Все те трудности, с которыми столкнулась наша группа, в общем-то, и сделали наш поход настоящим приключением. Это сложно передать словами, но за два дня мы познали природу нашего края гораздо глубже, поняли, в чем ее уникальность. Какой разной она может быть. Как капризен ее характер.
Нужно ли говорить о том, что уже сейчас, хоть и не прошла еще боль в спине, я с нетерпением жду следующей поездки? Наверное, это очевидно, как очевидно должно быть то, что никакие уроки краеведения (если они даже имеются в наличии), никакие разговоры о патриотизме и любви к родине не произведут ТАКОГО эффекта на ребят, какой могут произвести пешие, лыжные или велосипедные походы с палатками. К своему стыду, признаюсь, что перед лицом дикой природы я как турист обнаружил свое полное бессилие: не знал с какой стороны подойти к установке палатки, как организовать костер, как выглядят съедобные грибы и многое другое. Как есть, пропал бы в лесу, если бы не опытные друзья. А ведь все эти навыки когда-то можно было получить в станции юных туристов. Любовь к родному краю, как, собственно, и к человеку, начинается с очного знакомства и растет она пропорционально пережитому вместе опыту. Так должно быть, и такая любовь – есть настоящий, а не липовый патриотизм, которым пичкают подрастающее поколение различные молодёжные организации. Для меня название маршрута теперь связано не с каким-то конкретным местом, и даже не Нило-Столобенской пустынью, до которой я так и не добрался. Скорее это какое-то отношение к окружающей природе родного края, рождавшееся и крепнувшее на протяжении всего путешествия подобно жемчужине.
Андрей РЯБОЧКИН
Фото автора

Добавить комментарий