Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов нарушила мирную жизнь страны. Своим самоотверженным, беззаветным трудом, умело и эффективно осуществляя медицинское обеспечение бойцов и гражданского населения, медицинские работники фронта и тыла внесли важный вклад в дело Победы над фашистской Германией.

Медицинская служба действующей армии пополнилась лучшими кадрами медицинских работников гражданского здравоохранения. Из Тверской области ушли на фронт 1200 офицеров медицинской службы — врачей и фельдшеров и несколько тысяч медицинских сестер. В их числе руководители лечебных учреждений, врачи-специалисты из Осташкова.
Прошел военными дорогами подполковник медицинской службы Николай Михайлович Щеглов, после демобилизации длительное время работал врачом-хирургом в городской поликлинике.
Григорий Львович Цырулик, главный врач Осташковской ЦРБ в послевоенное время, родился в Осташкове в 1909 году, получил высшее медицинское образование во Львове. И в 1931 году вернулся на родину. Многим он сумел спасти жизнь, облегчить страдания вчерашних фронтовиков.

Как и многие осташковские медработники, прошел трудную школу фронтовых госпиталей во время Великой Отечественной войны. Подполковник медицинской службы. После демобилизации в 1945 году Григорий Львович принимает тяжелое, разрушенное хозяйство здравоохранения в районе. Не хватало буквально всего, и прежде всего — квалифицированных медиков. Главный врач сумел обучить средний медицинский персонал так, что медсестры и фельдшера умели достаточно квалифицированно выполнять несложные врачебные манипуляции и могли с большой вероятностью поставить предварительный диагноз в сложных медицинских случаях.
Доктор Цырулик мог еще много сделать, поработать в менее напряженных условиях, когда единственному хирургу в районе пришло достойное подкрепление. Но в 48 лет он умер на больничной койке в больнице, которой отдал так много сил. Григорию Львовичу надо было бы сменить место жительства: ему, астматику, не подходил влажный климат Селигера. Но он упрямо говорил: «Где родился, там и буду работать»…
Почти половина врачей и средних медработников Осташковского здравоохранения были призваны в ряды Советской Армии. Многие из них не вернулись домой. А те, кто вернулся, снова переключились на мирный труд. Среди них врачи: А.Л.Торкан, М.Е.Кравченко, Р.З.Кравченко, А.С.Лоянов, Л.Н.Баулина, П.П.Арсеньев. Фельдшера: Н.Д.Базин, П.П.Комаров. Медицинские сестры: Н.И.Матвеева, К.П.Тихомирова, О.Ф.Журавкова, А.Д.Иванова, Е.М.Богданова, А.Н.Житинская, Н.В.Силкина, П.А.Петрова, В.И.Запутряева, Н.Н.Суворова, А.Г.Иванова, В.П.Евдокименкова, А.И.Павлова, З.В.Туляева, Н.Я.Царева и многие, многие другие.
Нелегко пришлось и тем, кто остался в тылу. Часть Осташковского района была оккупирована гитлеровцами. Районная больница очень пострадала, Северная (Свапущенская) участковая больница была сожжена во время боев, а Пеновская вообще разрушена. На оккупированной территории появился сыпной тиф, с которым медицинские работники успешно справились после освобождения района в 1942 году. Стационары для больных были организованы в приспособленных зданиях и даже жилых домах. С напряжением сил работали врачи А.А. Сафронова, Э.В. Родионова, Е.Н. Молодожникова, С.А. Пенина, П.С. Савина и другие.
На территории Осташковского района развернуто 64 госпиталя, из них в Осташкове – 14.
С фотографий, размещенных на стендах музея здравоохранения Селигерского края, на нас смотрят наши земляки — герои-медики, те, кто в годы войны под бомбежками стояли за операционными столами, выносили с поля боя раненых. Тем самым отстаивали свободу и независимость нашей родины, наше право на жизнь. Сегодня их с нами уже нет. Но в нашей памяти не должны стереться от времени их имена. Вечная им память!
А ныне здравствующих медиков — участников Великой Отечественной войны: Г.М. Кириченко, А.Е. Фомину, Т.П. Новикову, Е.П. Завьялову, тружеников тыла: А.Е. Зенкову, А.И. Короткову, М.И. Нестерову, Е.Е. Курганову, М.С. Баринову, М.М. Маслову поздравляем с наступающим Днем Победы и желаем крепкого здоровья, мира и благополучия. Низкий поклон вам, наши ветераны! Здоровья и долголетия! И пусть никогда не придется выполнять свой высокий долг медикам под разрывами мин и снарядов.

Юрий Михеев,
председатель совета ветеранов ГБУЗ «Осташковская ЦРБ

Медсестра с передовой

Елизавета Павловна Завьялова всю Великую Отечественную прошла от звонка до звонка: призвалась 28 июля 1941 года,
а вернулась домой в октябре 45-го.

Перед войной, в 40-м году, она окончила школу медицинских сестер в Осташкове. Почти год отработала в больнице. Всё радовало восемнадцатилетнюю девушку: и любимая работа, и ожидание скорого лета. И вдруг – война. Уже через месяц после её начала Лиза оказалась на фронте. Служила в 170-м кавалерийском полку фельдшером. Под Ленинградом полк попал в окружение. Вместе с двенадцатью счастливчиками ей удалось из него выбраться.
Потом был 744-й полевой передвижной госпиталь. С ноября 41-го по октябрь 1945 девушка работала хирургической сестрой. Принимали раненых, оперировали, а потом на санитарной машине отвозили на железнодорожную станцию для отправки на дальнейшее лечение.
Немцы не разбирали, с красным крестом машина или без него, бомбили всё подряд. Бомбили они и расположение госпиталей. Елизавета Павловна вспоминает, что не раз при возвращении со станции на месте госпиталя не находили ни палаток, ни хирургов. Одни огромные ямы.
С проверками в полевые госпитали часто приезжал сам А.А. Вишневский. «Почему у вас раненые лежат не прооперированными?» — строго спрашивал у хирургов. «Так ведь рук у нас только две», — оправдывались те. Он приказывал подготовить ему для проведения операций палатку и вставал к хирургическому столу сам. Не хватало и хирургических медсестер. И тогда знаменитый доктор приглашал Елизавету Павловну: «Селигерская ершиха мне будет ассистировать».
Долгожданный день победы Е.П. Завьялова встретила в Чехословакии. Её боевой путь отмечен множественными орденами и медалями.
Но и после его окончания война не сразу отпустила Елизавету – по возвращении на родину она работала медицинской сестрой в военном госпитале в Гаголино. А потом до самой пенсии Елизавета Павловна трудилась в Свапущенской больнице.

Галина БУКРЕЕВА

«Газовая атака»

Из воспоминаний фармацевта
Марии Михайловны Молодожниковой

Я участвовала и в финской кампании, и в Великой Отечественной войне: мы, фармацевты, военнообязанный народ. Служила начальником аптеки подвижного госпиталя при авиационной части.
Как-то в госпиталь попал снаряд, и осколок разнес часть аптеки. Пострадало оборудование, вдребезги разбилась большая бутыль с формалином.
В госпитале паника, прибежали военные из части ликвидировать последствия налета. А тут еще пополз резкий, специфический запах формалина. Пока я как можно быстрее старалась убрать осколки и собрать разлившееся лекарство, в госпитале раздался приказ: «Газовая атака! Всем надеть противогазы!». Оказывается, военные решили, что это был снаряд с химической начинкой (этого всегда боялись).
Вбегают ко мне в аптеку и чуть ли не силой пытаются натянуть на меня противогаз. Я пытаюсь объяснить, что это хоть и неприятный запах, но совсем не опасный для здоровья, и стягиваю душный колпак. А меня не слушают (или не слышат — на всех же противогазы!) и снова засовывают в узкую маску.
Дело дошло до того, что на шум прибежал офицер — командир военных и стал угрожать мне пистолетом за неподчинение приказу о химической защите.
Не знаю, чем бы это закончилось, но, на мое счастье, подоспел главврач госпиталя и объяснил военным, в чем дело. Тогда и они сняли противогазы, дали отбой и стали спокойно устранять последствия «газовой атаки».

Добавить комментарий