На одной из наших встреч, посвященных подготовке к акции «Чаепитие в руине», художник Александр Гусев рассказал мне, что его сосед занимается изготовлением премиальных вещей из кожи. Учитывая, что в нашем прославленном в веках городе кожевников сегодня таких ремесленников днём с огнём не сыщешь, дальнейшие расспросы не имели смысла – нужно было срочно разыскать умельца!

Неожиданно таковым мастером оказался Сергей Нестеров – молодой парень, с которым мы играли в одной песочнице в детском садике. Удивительно, но, проживая в пределах одного маленького города, я понятия не имел, как сложилась судьба Серёжи после сада. Мы договорились о встрече в городском парке. Неподалёку с коляской прогуливалась его жена. Два с половиной месяца назад в семье Нестеровых случилось прибавление. Родился сын.

Сергей рассказал, что окончил среднюю школу №1. Затем Осташковский финансово-экономический колледж. Душа к этому не лежала, но настояли родители. После поступал в высшие учебные заведения, но благополучно их бросал. Затем была армия. Учебка в Домодедовском районе и служба на Кавказе в войсках связи. Уже девять лет Нестеров трудится на предприятии «Звезда» в отделе технического контроля контрольно-исследовательской службы. Испытатель чувствительных элементов и приборов.

— Как-то наш класс отправили на экскурсию в центр занятости, — вспоминает Сергей. — Нам предложили пройти тест на предрасположенность к профессиям. И эта «всезнающая» техника выводила на экран список профессий, которые, как ей казалось, подходили тестируемому ребёнку. Профессии были у всех разные: учитель, плотник, водитель, бухгалтер, бизнесмен, спортсмен, товаровед…. И наконец, когда пришла моя очередь, я увидел на мониторе список из преобладающих творческих специальностей, таких как: художник, скульптор, скорняк, резчик по дереву, мастер по работе с кожей, ювелир и др. Тогда эта информация вызвала лишь усмешку. Я и предположить не мог, что пройдут годы и этот железный ящик окажется прав.

Красивая история, но Сергей несколько слукавил. В ходе дальнейших расспросов выяснилось, что результат машинного вычисления был вполне закономерен. С ранних лет Серёжа Нестеров был увлечен творчеством. Посещал художественное отделение Детской школы искусств, ходил на занятия по резьбе по дереву. Помнит и как его преподаватель Александр Зазынов заявил однажды: «А что, художник Нестеров – это звучит!». Художественное образование продолжалось и после школы искусств, когда Сергей уже постигал страховое дело в колледже. Александр Зазынов ставил ему руку и продолжал давать ценные советы. Вместе они даже работали над оформлением выставок.

В попытке плавно подойти к теме кожевенного ремесла, интересуюсь у Сергея, не было ли у него в роду работников нашего завода? Оказалось, что в основном были плотники. На кожевенном заводе работал дедушка, но не с кожей, а в ремонтном цехе. Смотрю на Нестерова с немым вопросом: «И как тогда тебя угораздило заняться кожевенным ремеслом?».

— Года два назад, ломая голову над выбором подарка для любимой супруги, я перебирал варианты, — считав мой вопрос, рассказывает Сергей. – Колечки и серёжки приятно, но хотелось порадовать чем-то более романтичным. Решил подарить альбом для фотографий. А в магазинах лишь безвкусная китайщина. Расстроился. Хотелось что-то основательное, вроде старых советских альбомов с уголками и возможностью оставить подпись под снимком. В одной из сувенирных лавок продавец сообщил, что у них было три альбома ручной работы из кожи, но остался только чёрный. Сделан он красиво, хоть и без тиснений. Стоил 6’000 рублей. Смущал цвет. До дня рождения оставалось три недели. И вот, копаясь в сети Интернет в поисках подарка, я наткнулся на ролик, в котором мастер сам работал с кожей и делал тиснение. Выходило что-то невероятное! Я был восхищен и твёрдо решил делать альбом своими руками.

Первый ременной краста размером метр на полтора Сергей заказал на Рыбинском кожевенном заводе. Сам зарылся в книги, видеоуроки и форумы по кожевенному делу. Кожа пришла, но инструментов у начинающего кожевника не было. Из болтов он выточил штампы для нанесения текстуры. Из вилки смастерил пробойник. В хозяйственном магазине приобрёл простую капроновую нитку. Швы получались кривые. Нитки никуда не годились. Тогда Нестеров решил заказать первый нехитрый набор юного кожевника с китайского рынка «Aliexpress». Набор включал в себя 10 штампов для нанесения текстуры, две катушки ниток (тоже тот еще хлам), пилочки, деревянный сликер для торцов, тупое шильце, пробойники и прочее.

Настал период экспериментов. Дома на кухне, буквально на коленке, Серёжа выдавливал Колизей на кусочке кожи. Изделие обрабатывал морилкой и полировал пчелиным воском. Красок и спецсредств для обработки у него не было. Супруге из той же рыбинской кожи теснил обложку на ежедневник. Свой первый кошелек решил презентовать на форуме ремесленников. Он был невероятно корявый, как говорит сам мастер, за что он получил добрую порцию критики: «Меняй инструмент, меняй нитки, меняй кожу…». Руки разрешили оставить, что обнадеживало, и Сергей продолжал набивать шишки и внимать советам.

— Свои нитки, которыми пользуюсь по сей день, я нашел в Японии и Италии. Заказал хорошую уральскую кожу «Crazy horse». Это всё еще было хобби и изделия я дарил родственникам. Первые удачи и положительные отзывы сильно вдохновили. Я почувствовал себя мастером и заказал клейма «Nesterov Brothers. Handcrafted leather».

Предвосхищая вопрос скажу, что на тот момент мы планировали развивать ремесло с братом, но у него банально не хватило на это времени. Я же влюбился в это дело с первого стежка. Оно греет мне душу. Мечтаю, чтобы это стало главным делом моей жизни.

Сегодня в группе «Nesterov Brothers» в социальной сети «ВКонтакте» представлены изделия из кожи ручной работы. Ремни, портмоне, монетницы, кошельки, несессеры, обложки, брелоки. Под заказ могут быть изготовлены и другие вещи. Покупателю товары приходят в стильных деревянных коробочках или в крафтовой бумаге. Прилагается благодарность с рекомендациями по уходу и пожизненная гарантия на швы. Внешний вид, качество и подача изделий впечатляют, как и их описание. Вот вслушайтесь: «Дизайнерская итальянская пряжка в сочетании с кожей буйвола итальянской premium выделки и дубления от одной из старейших кожевень Италии». Цена такого ремня 6’700 рублей.

— С какой кожей работаешь сегодня и какова её цена? – интересуюсь у кожевника.

— Работаю с итальянской, американской, прибалтийской и нашей кожей. Заказываю от одной до трёх шкур. Сегодня вот пришла итальянская кожа под тиснение. Ценовой диапазон кож, с которыми мне доводилось работать, от 15 до 400 рублей за дециметр. Нижний порог – это совсем дешевая и не очень качественная кожа, ну а верхняя граница — это была кожа верблюда на обложку для паспорта. Можно заказать эксклюзивную вещь из экзотических материалов, но нужно понимать, какова будет её цена.

— Фурнитура для изделий и химия хоть наши?

— Фурнитура японская, итальянская и американская. Есть и у нас хорошая мастерская в Воронеже, которая может на заказ сделать даже кованную фурнитуру. Нитки, кнопки, краски, лаки и воски также в основном итальянские, японские и американские.

— Не могу не поинтересоваться, а с кожей нашего Верхневолжского кожевенного завода ты работал?

— Нет, но было бы любопытно. Насколько мне известно, наш завод продаёт только большие партии. В основном всё идет на экспорт. Поэтому в России среди ремесленников наша кожа мало кому известна.

— Цены на изделия «Nesterov Brothers» могут показаться довольно колючими для местного рынка. Можно предположить, что у потенциальных покупателей из Осташкова возникают вопросы.

— Да, возникают у тех, кто незнаком с полным циклом изготовления вещи ручной работы. Это авторские изделия из кожи. Уникальные и вечные. Кожа вымачивается, затем жируется, красится и снова жируется, покрывается смесями лаков и восков. Прибавьте к этому формовку, шитье, тиснение, обработку краёв и прочее. На изготовление одного ремня уходит от четырёх дней до недели. Сложите стоимость материалов и мой труд, и получите реальную цену.

— Много ли находится покупателей на изделия из кожи премиального класса?

— Обычно я получаю несколько заказов в месяц. В удачные до десяти. В основном приобретают ремни.

Закончив интервью, мы попрощались с Сергеем. Я рассчитывал написать небольшую заметку о местном умельце и не предполагал, что увлечённость этого молодого ремесленника, его желание превратить увлечение в главное дело жизни и создать собственный бренд премиального качества так меня поразят. Хочется, чтобы у Сергея Нестерова всё получилось. Чтобы появилась своя большая мастерская и сподвижники. Ну и чтобы Осташков был известен не только как город кожевенного сырья. Нам нужны талантливые мастера. Искренне надеюсь, что этот пример окажется заразительным.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий