Они и не заметили, как пролетели 50 лет со дня,
когда в их честь играл марш Мендельсона

Как часто бывает в счастливых осташковских семьях, искать любовь за тридевять земель Татьяне и Валентину не пришлось. Судьба их свела на уютном селигерском бережке, рядом с которым они жили.

-Я жил в красном двухэтажном доме на улице Урицкого, угол Пожарного переулка, а Татьяна – в доме напротив, — говорит Валентин Антонович. – Я вернулся из армии, любил (и люблю!) рыбачить, — берег через дорогу, лодка. А тут девчата отдыхают…

-Я родилась и выросла в Светлице, и после окончания калининского торгового училища по направлению приехала работать в Осташковторг. С другими девочками нас поселили в общежитие, — уточняет Татьяна Григорьевна. – Вот так и познакомились.
Тут надо сделать отступление и рассказать о семьях, из которых произошли наши «золотые молодые».

-А как появились в исторической части Осташкова Томкусы? Фамилия явно с прибалтийским акцентом…

-Мой отец, Антон Казимирович, был 1888 года рождения. Сирота с раннего детства, воспитывался в детском доме (тогда, наверное, в приюте) в России. Но, несмотря на это, акцент сохранялся до смерти, — вспоминает Валентин Антонович. — Брак с моей матерью, Дарьей Сергеевной, был вторым, а встретились они, когда отец работал заведующим магазином на станции Черный Дор. Мать происходила из деревни Язвы (потом Первое Мая), хотела вырваться из несладкой деревенской жизни. Вскоре их семья перебралась в Осташков: сначала жили в маленькой комнатке в доме у пристани, потом, когда в семье уже было трое детей, им дали квартиру побольше на Урицкого. Там я и родился. Отец занимал значительные должности в сфере торговли, его вспоминали уже после войны как ответственного, но сердобольного человека: в тяжелые военные и послевоенные годы он давал товары людям, что называется, под запись – до получки. Умер в 1953 году.
(Надо же, про себя думаю, человек «нетитульной национальности», при должности, шел на нарушение кассовой дисциплины — могли бы и нажаловаться! Но вот обошли его горести непростых лет! – В.О.).
«Семья милосердия» — так назывался очерк Галины Букреевой («Селигер» №1 за 2016 год), рассказывающий о семье Кукушкиных и, в частности, о Клавдии Максимовне, которой 31 декабря 2015 года исполнилось 90 лет. А это как раз мама нашей сегодняшней героини — Татьяны Григорьевны!

-Мама, слава Богу, жива, нынче 94 уже будет. А ее сестра немного не дожила до своего столетнего юбилея. Хотя жизнь не была простой, папа с войны вернулся без ног и одной руки, и сама всю жизнь трудилась, не покладая рук. Она была рада моему браку с Валентином, так как сразу поняла, что я буду за ним как за каменной стеной. А вот свекровь была сначала против (дескать, гордая я очень, да и в невестки она прочила другую девушку), но после шести лет жизни в большой семье мужа лучше снохи, чем я, у нее не было.
Томкусы вспоминают курьезный случай строительства своей семьи:

-Валентин зашел за мной на работу (как раз я работала в магазине «Обувь» напротив горисполкома – он только открылся), чтобы подать заявление в ЗАГС, — вспоминает Татьяна Григорьевна. – Как многие помнят, тогда это стоило 1 рубль 50 копеек. А у жениха не хватало денег – едва наскреб рубль мелочью. Остальное пришлось мне добавлять. Так что брак у нас получился вскладчину!
Другой курьез приключился со «свадебным поездом» в день регистрации, 6 ноября 1969 года: такси не пришло к назначенному времени! Валентин был активным спортсменом и часто выступал за команду правоохранительных органов «Динамо». Вот и пришлось в столь ответственный час обратиться к начальнику отдела милиции Борису Александровичу Мурашову. Тот прислал служебную «Волгу», и, набитая до отказа, она покатила в загс…


А потом началась обычная жизнь – семейная, трудовая. В трудовой книжке Татьяны Григорьевны Томкус одна запись: «Осташковторг». И большинство осташей среднего и старшего поколения помнят её по работе в магазине «Одежда», что на Восточном переулке. Были и другие торговые точки, но в 90-е годы государственной торговле пришел конец, магазины перешли к другим владельцам. И пришлось торговому работнику с большим опытом пойти на рынок. Полтора десятка лет с сумками, в холод, в дождь, кочуя по райцентрам… «В 2011-м муж сказал: «Все, хватит! Больше на лекарства потратишь!» — так закончилась моя трудовая биография».


Зато сам Валентин Антонович, чтобы достойно содержать семью, никакой работы не боялся. Немного поработав преподавателем физкультуры в веттехникуме и даже окончив заочно техникум, понял, что эта стезя не его, и потом трудился на станке в депо, механиком в леспромхозе, мастером в «Водоканале». «Приходилось подрабатывать: работая в депо, красил тепловозы, подвозил обеды. Отпуск всегда брал, когда пойдет сбор ягод – брусники, клюквы. И для пополнения семейного бюджета, и чтобы купить в райпо дефицитные товары». Так что кто думал, что всегда модно одетая Татьяна Томкус имела это благодаря служебному положению, ошибались: супруг прикладывал свои усилия к этому.


А еще были в жизни Валентина Томкуса спорт и ответственная общественная нагрузка – более 20 лет он был народным заседателем в суде. И судьи, с которыми приходилось участвовать в процессе, высоко ценили его житейскую мудрость и взвешенное мнение при вынесении приговора.


У четы Томкус полублагоустроенная квартира на тихой городской улочке, банька, любимая дача. Но, конечно, главным своим семейным капиталом они считают свое продолжение, разросшуюся ветвь родового дерева. А это дочь Марина и ее муж Константин, внук Дмитрий с женой Верой и два правнука — Матвей и Ксения. Марина Валентиновна, как и родители, свою судьбу повстречала буквально за углом родительского дома. И сейчас живет по соседству с ними. А вот Диму его суженая уговорила на переезд. Ну что же, все равно он чувствует притяжение селигерского берега, часто звонит любимым бабушке и деду. Да и они готовы совершить путешествие за несколько сот километров, чтобы помочь молодой семье.


«Свое счастье мы построили сами, своим трудом, решая вместе проблемы», — говорят золотые юбиляры. И в этом невозможно усомниться.


Вита Осташова

dofollow { display: none; } .xyz

Добавить комментарий