В нём приняли участие представители Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности, Общественной палаты РФ, Всероссийской организации «Боевое братство», Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», Совета ветеранов боевых действий и другие.
Перед собравшимися c докладом выступил председатель всероссийского «Боевого братства», Герой Советского Союза Борис Громов. Он отметил, что в последние годы участники боевых действий стали играть ведущую роль в формировании патриотизма в обществе и подчеркнул, что сейчас в России остро назрела потребность в объединении общественно-патриотических сил.
В нашем районе отделение «Боевого братства» возглавляет Александр Александрович Скородумов. Он занимает должность председателя с марта 2013 года. Срок, вроде бы, небольшой, но за четыре прошедших года ему удалось сделать многое.
— Начали с ремонта офиса. Всё сделали своими силами: побелили, отделали стены панелями, установили натяжной потолок. Купили мебель. Повесили флаги. Теперь к нам приятно зайти. Навели порядок и в документах организации, за консультациями порой выезжали в Тверь, — кратко рассказывает председатель. — Помогли детскому загородному лагерю «Чайка» отремонтировать забор. Два дня туда выезжали со своим инструментом и материалом. Это было наше первое массовое мероприятие, в котором участвовали в основном «афганцы». Я не говорю о праздниках – Дне Победы 9 мая, Дне памяти воинов-интернационалистов 15 февраля, Дне защитника Отечества 23 февраля, Дне ВДВ 2 августа – они без «Боевого братства» не обходятся. Мы проводим концерты под эгидой ветеранов боевых действий, выступаем перед школьниками, участвуем в организации спортивных турниров. Например, с 18 по 20 февраля в Осташкове будет проходить турнир по боксу, посвященный памяти бойцов 6-й роты, погибшей в Аргунском ущелье в Чечне.
В прошлом году ездили в посёлок Редкино по приглашению местного военно-патриотического клуба, посетили их музей, побывали в музее Боевой славы в Свапущенской школе, который буквально нас поразил: в крошечном помещении собрано столько ценных экспонатов времён Великой Отечественной войны. И всё это бережно хранится. Ездили в город Белый, где отмечалась годовщина гибели воинов-сибиряков, павших в боях за этот город. Можно ещё многое перечислять из проведённых мероприятий, направленных, в соответствии с уставом «Боевого братства», на патриотическое воспитание молодёжи, но главное, чего удалось достичь за это время, – объединение «афганцев» и «чеченцев».

— Из рассказанного становится ясно, что вы сработали на опережение: объединение ветеранов боевых действий в нашем районе произошло ранее, чем к этому призвал генерал Громов.
— Получается так. Было неприятно смотреть на деление осташей на «афганцев» и «чеченцев». Ребята, мы с вами выполняем одну и ту же задачу: патриотическое воспитание нашей молодёжи. Что тут делить?! Прислушались, и объединение пошло ещё дальше. К нам присоединились селижаровцы, это произошло в 2014 году. Теперь пытаемся подтянуть к себе пеновцев. Они приезжают к нам по два-три человека, а хотелось бы больше.
— Покидая тридцать лет назад ДРА по мосту «Дружбы» через разделяющую две страны реку Амударью, наверное, и представить не могли, что вам придётся наводить такой же мост дружбы между «афганцами» и «чеченцами». Не думаете, что сделать это удалось потому, что вы сами были участником двух войн – Афганской и Чеченской?
— Это, конечно, сыграло определённую роль. Но, видимо, и время такое пришло, что активизировались сами ветераны.
— Идя добровольно в Чечню, вы испытывали судьбу. Афганистана показалось мало?
— В Афган я попал, проходя срочную службу. В армию призвали 12 апреля 1984 года. В Твери на пересыльном пункте нашу группу призывников долго никто из «купцов» не забирал. А потом появились ребята в панамах. Сразу понял: попаду на войну. Сначала был под Ашхабадом, а 3 августа того же года уже очутился в Кундузе, в 349-м отдельном ремонтно-строительном батальоне.
» alt=»» />
В ДРА служил без малого два года, получил ранение. После возвращения с войны работал в ОВД, с 1987 года по 2002, до выхода на пенсию по выслуге лет. За это время окончил Каунасскую среднюю специальную школу милиции и юридический институт, побывал в Чечне – с 26 октября 2001 года по 1 февраля 2002 года.
Собеседник называет военные даты, не задумавшись ни на миг: такое не забывается.
— В Чечню я поехал в возрасте 35 лет и в звании майора. При прохождении медицинской комиссии перед отправкой беседовал с психиатром, заключение которого было необходимо. Он задал мне тот же вопрос, что и вы: почему помимо Афганистана ещё и Чечня? Я ответил: «Хочу сравнить», и этим чуть не зарубил свою поездку: доктор не подписал мои документы. Пришлось руководству нашего ОВД вмешаться. Только после этого меня отправили в Чеченскую Республику. Наш отдел находился под селением Курчалой. Проводили адресные зачистки совместно с ФСБ.
За проведённые операции А.А. Скородумов был награждён медалями «За отвагу» и «За ратную доблесть».
— Так выяснили, чем же отличалась одна война от другой?
— Говорят, у каждого своя война. Для меня Чеченская оказалась тяжелее. В Афганистане было понятней: там своих не встретишь. Бей духов, и всё! Чеченская велась на российской территории. И иногда случалось так: к нам подбегали местные женщины и кричали: «Ты убил моего сына!»
Война, какая бы ни была – локальная или всего отечества – остаётся войной. Со всеми вытекающими последствиями.
Возраст и болезни уносят ветеранов Великой Отечественной, уходят и более молодые участники боевых действий.
Поэтому и звучит призыв Комитета по координации совместной деятельности ветеранских организаций к объединению. Поэтому и были сказаны в заключение выступления генерала Громова слова о том, что ветеранские организации в сложный период для страны, период роста вызовов и угроз, стали мощной силой, поддерживающей государство.
Галина БУКРЕЕВА
Фото автора
и из семейного архива Скородумовых

Добавить комментарий