К 100-летию со дня рождения Алексея Петровича Маресьева –
Героя Советского Союза, возможно, будет найден его самолет

На прошлой неделе многие федеральные и региональные газеты пестрели заголовками, связывающими озеро Селигер и летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Например, «Российская газета» дала материал следующего содержания:

«На Селигере нашли
самолет Алексея Маресьева»

Подъем сбитого в воздушном бою истребителя Як-1, которым предположительно управлял будущий Герой Советского Союза легендарный летчик Алексей Маресьев, начался в труднодоступном районе озера Селигер на границе Тверской и Новгородской областей.
Необходимую технику в район поисков доставили вертолеты и гусеничная техника, сообщила «Российской газете» находящаяся на месте события представитель Российского военно-исторического общества Анна Тотьмянина. Работы идут тяжело: стоя по пояс в ледяном болоте, участники операции крюками подтягивают к берегу уцелевшие фрагменты воздушного судна, одновременно откачивая воду помпами. Ничего-ничего, потерпим: Маресьеву было много тяжелее, говорят они.
Завершить подъем поисковики надеются до наступления холодов. Останки самолета пролежали в земле более 70 лет, сохранились плохо, поэтому потребуется еще некоторое время на идентификацию бортового номера и номера двигателя.
Тем не менее, специалисты считают, что найденный на Селигере Як-1 пилотировал именно Алексей Маресьев. К такому выводу подводят анализ мемуаров и выступлений летчика, рассказы его сына и очевидцев тех событий, скрупулезно изучавшиеся поисковиками на протяжении нескольких десятилетий.
В поисковой экспедиции, предпринятой в этом году, принимали участие экспедиционный центр РВИО, местные поисковые отряды и волонтеры. Поддержку им оказали Музей техники Вадима Задорожного и Инженерно-технический центр специальных работ и экспертиз в Санкт-Петербурге.
Як-1, которым управлял лейтенант Маресьев, был подбит 4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом («Демянским котлом») Новгородской области. После остановки двигателя пилот стал планировать к земле, готовясь к вынужденной посадке в гущу леса, на край занесенного снегом болота, на территории, занятой противником. Выбравшись из машины, тяжелораненый летчик 18 суток пробирался к линии фронта, причем, последние дни этой эпопеи он двигался ползком: отказали перебитые и обмороженные ноги. От гибели его спасли жители деревни Плавни.
Врачи ампутировали Маресьеву обе голени, однако мужественный офицер в июне 1943 года на протезах вернулся в строй и до назначения его в 1944 году инспектором Управления вузов ВВС сбил семь самолетов противника.
25 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть ему присвоили звание Героя Советского Союза.
О подвиге Алексея Маресьева и его отчаянной схватке со смертью фронтовой журналист Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке», ставшую впоследствии учебником мужества для нескольких поколений советских людей. В книге Алексей Петрович Маресьев выведен под именем Алексея Мересьева».
Зная, что поисками его самолета многие годы занимается наш земляк Евгений Силкин, ныне директор ООО «Дорхан — Селигер», мы обратились к нему за комментарием.
Евгений Васильевич рассказал, что эта тема волнует его давно, с девяностых годов прошлого века, когда он, отслужив как кадровый офицер, положенный срок, вернулся в родной Осташков. Здесь он возглавил школу ДОСААФ и вместе с её учащимися и единомышленниками стал делать рейды по местам былых боев. Так как особый интерес вызывала военная археология, полковник Силкин с командой искали в лесах и болотах оставшуюся со времен Великой Отечественной войны технику. Посетили 23 места падения самолетов.
В середине 90-х годов Евгений Васильевич от председателя городского совета ветеранов Владимира Федоровича Сидорова узнал о ещё одном таком месте. Приехав туда, увидели сплошь затянутое мхом болото. И только в одном месте росло несколько камышинок. Обратив на это внимание, Евгений Васильевич предположил, что когда-то здесь была чистая вода. Приподняли там мох и обнаружили полусгнивший деревянный винт от самолета. Предприняли вместе с мальчишками несколько отчаянных попыток вызволить из болотного плена самолет, но так и не смогли этого сделать.
— А где-то в этих местах воевал 580-й полк, в котором служил Алексей Маресьев. И то, что Алексей Петрович впоследствии рассказывал об известных событиях, очень подходило под это место, то есть то, где его сбили фашисты, — уточняет Евгений Васильевич. – Но в 2001 году Маресьев умер, и всё затихло на долгое время, пока в этом году меня не свела судьба с Алексеем Никулиным, автором и ведущим программы «Моя планета». Никулин хочет снять фильм о Маресьеве, которому на следующий год исполнится сто лет со дня рождения. Мой рассказ о нашей давней находке заинтересовал его. Проявил интерес также частный Музей техники Вадима Задорожного в Москве. Присоединился к нам и руководитель поискового направления в Москве Юрий Иванович Костькин. Было написано письмо министру культуры РФ Мединскому. Он, как руководитель Российского военно-исторического общества, тоже заинтересовался. Объединив усилия, на прошлой неделе пытались поднять самолет, но достали только его фрагменты. 26 ноября отправили их в Москву, чтобы по номерам агрегатов установить, самолет ли это Маресьева.


К сожалению, на следующий день уже было известно, что нет, это другая боевая машина. Возможно, будет установлено, кто летал на ней.
А с легкой руки Евгения Васильевича, начавшего много лет назад поиски, возможно, всё-таки удастся найти самолет героя-летчика Алексея Петровича Маресьева. Ведь поисковые работы будут продолжены. Об этом сообщает «Российская газета» в регионах RG.RU:
«В 2016 году российские поисковые отряды продолжат поиск самолета-истребителя Як-1, которым управлял легендарный летчик Алексей Маресьев. Об этом «РГ» сообщил руководитель департамента поисковой и реконструкторской работы Российского военно-исторического общества Сергей Мачинский по завершении поисковой операции на озере Селигер.
Ранее со ссылкой на РВИО мы сообщали о предполагаемом обнаружении фрагментов этого самолета, и о начале работ по подъему.
— Работы завершены. Несмотря на наши ожидания, найденный на Селигере самолет принадлежал не Маресьеву, — сказал поисковик.
Он пояснил, что, начиная экспедицию, поисковики опирались на данные исследователя-любителя из города Осташков, вышедшего на связь. Указанное им место лучше всего подходило под описание той территории, где подбитый самолет Маресьева совершил жесткую посадку.
— В итоге мы подняли здесь уцелевшие фрагменты советского одномоторного истребителя И-16. Поэтому поиск Як-1 Маресьева будет продолжен, — сказал Сергей Мачинский.
По его словам, в 2016 году страна отметит две даты, прямо связанные с именем Алексея Петровича Маресьева: 100-летие со дня рождения (20 мая) и 75-летие подвига. В РВИО надеются, что место падения воздушного судна обнаружат именно в юбилейный год.
— Есть информация примерно о десятке мест, подходящих под описание, будем исследовать их одно за другим, — отметил руководитель департамента.
Что касается обнаруженного И-16, то участники экспедиции на Селигер, по сути, открыли еще одну неизвестную страницу Великой Отечественной войны. Это достаточно редкая военная авиамашина, и нужно выяснить, кто ею управлял, и при каких обстоятельствах она упала на землю.
— С места падения И-16 подняты двигатель, топливный бак, фрагменты крыльев и ряд других деталей, — отметил Сергей Мачинский. — Сейчас мы приступили к поиску информации».

Галина БУКРЕЕВА

Добавить комментарий