расположился небольшой посёелок Осцы с зеркальной гладью Селигера, богатым ягодами и грибами лесом и удивительно чистым воздухом

В Осцы меня привело желание познакомиться с местным умельцем Сергеем Куровым. В ходе общения выяснилось, что он не просто умелец, а мастер на все руки. К тому же Сергей Геннадиевич оказался интересным рассказчиком.

Сергей Куров с одной из своих работ — церковью Кижского погоста

— Именно «Геннадиевич», — представляется мастер. — У родителей было четверо детей, так вот в метриках отчество двоих записали, как положено, через мягкий знак, а двоих — через «и».

Родом я из деревни Спицыно и некоторое время провёл в этой деревеньке. Тогда это была настоящая деревня — дворов тридцать, а ещё — начальная школа, ферма, конюшня, тракторный парк и даже клуб действовал. Отец работал лесничим, а мать на ферме телятницей. Хозяйство тогда у родителей было большое — корова, телёнок, поросёнок, сорок кур, двадцать кроликов, двенадцать овец. Большую семью, а с нами ещё и бабушка жила, надо было кормить.

Бывало, пошлёт мама за травой для кроликов, а травы-то в деревне и не сыскать — всю выщипали деревенские коровы, козы, овцы. Потому и пожаров не было, так как гореть траве не приходилось. А сейчас полупустые деревни поросли травой, вот и горят.

В каждом дворе было большое хозяйство. Я вовсю помогал родителям управляться с животиной. С четвёртого класса сено косил. Сколько того сена я сгрёб, переворошил, застоговал! И такая работа для деревенских детей была нормой. Семьи, в основном, были многодетные. Те, кто окончил начальную школу, ходили в Сиговскую, а это — три километра до автобусной остановки, где садились в автобус, и он нас отвозил на занятия.

Со временем мы подросли. А в Спицыно к тому времени наметился развал и люди стали из деревни уезжать. Нужда в работе привела родителей в Осцы, где они устроились на деревообрабатывающее предприятие. Три года добирались из Спицыно на работу — зимой пешком, а летом на лодке — по озеру. А через три года родителям дали от предприятия квартиру.

Даже сарайчик во дворе выглядит как произведение искусства —
с резными наличниками на окнах, птичьими гнёздами и лесными птицами

Раньше детей к труду приучали с раннего детства. В школе так было заведено — в следующий класс не переведут, если не отработал практику. На совхозном поле мы сажали брюкву, потом пололи её, да и на пришкольном участке был разработан огород. И ученики дружно пропалывали грядки. Тогда сельсовет, школа, совхоз были единым целым. Осенью 1 сентября мы приходили на занятия, а через пару дней — на целый месяц — копать картофель в совхоз «Луч свободы» или работать на птичнике.

Окончив школу, Сергей продолжил обучение в ветеринарном техникуме в городе. Потом была служба в армии, а когда, отслужив, вернулся в Осцы, устроился на работу в цех деревообработки ГЛОХ «Селигер». Потом была женитьба, поездка на родину жены на Украину. Но семейная жизнь не задалась, и он вернулся на родину, где устроился лесником в том же ГЛОХ «Селигер». Тогда это предприятие многих обеспечивало работой…

От прошлого переходим к настоящему.

А в настоящем — Сергей Геннадиевич — народный умелец. В его доме соседствуют великолепные изделия из дерева, вазы, сплетённые из проволоки, добротные коврики, сшитые из старых пальто, джинсов и другой ткани, мягкие игрушки — ворон Карл и ворона Клара. Кровать, полки внушительных размеров под резные работы, журнальные столики- всё сделано руками мастера. А ещё он и печь сам в доме сложил и сам же её раскрасил.

Давно, ещё в детстве, пришло к Сергею Геннадиевичу увлечение резьбой по дереву. Начинал познавать мастерство в школе на уроках труда. Как-то забежал к родителям на работу и оказался под впечатлением от удивительных работ, выполненных в сувенирном цехе, который действовал на деревообрабатывающем предприятии в 80-х. Был в цехе резчик и художница — один вырезал сувениры, другая их разукрашивала и покрывала лаком. Продукция реализовывалась в магазинах города и пользовалась спросом, как у местных жителей, так и у гостей Селигерского края.

Показывает и попутно рассказывает историю создания той или иной вещи. Вот, например, впечатлился архитектурным ансамблем Кижского погоста и смастерил чудесную церковь, в которой дверки открываются. Даже на старенькой вешалке, сломанные со временем крючки, заменены берёзовыми сучками. В лесу не пропадёт ни одна подходящая для творчества деревяшка. Мастеру жаль тратить время на интернет или телевизор. От этого ведь тупеешь, а мозг должен работать. Пока выпиливает ту или иную вещь, сколько идей в голову придёт, сколько разных мыслей посетит!

Этот Исток Волги ручной работы — пятый на счету мастера. Предыдущие стали прекрасным подарком друзьям и знакомым

Из натопленного дома выходим с Сергеем Геннадиевичем на улицу. Хозяин проводит меня в огород — на ухоженных грядках старается не замёрзнуть рассада капусты, свёклы.

— В прошлом году заготовил 110 банок огурцов, такой урожай был! Сельчанам предлагал. Да разве ж в деревне нужны кому чужие огурцы, когда у всех — свои огороды? И каждый год у меня огурцов этих видимо-невидимо!

Показывает цветочную клумбу, на которой скоро зацветут лилии всевозможных сортов.

Двор представляет собой небольшой музей, в котором можно увидеть и сову в дупле, и птичьи гнёзда, и дятла на дереве. В декоративных птичьих гнёздах, какими хозяин украсил стену сарая, в прошлом году пытались устроиться птицы, но соседский кот нарушил их планы.
Ветрено, холодно, неуютно. Вроде пора прощаться, а разговор продолжается. Останавливаемся возле бывшего магазина, разу-
крашенного ромашками.

— Это когда у нас кино снимали, то магазин переделали под кафе «Ромашка». Так с того времени ромашки и остались, а сам магазин уже давно закрыт. Кстати, в моём доме гримировались главные герои фильма — Эмилия Спивак и Кирилл Сафонов, а в доме напротив жила съёмочная группа.

Многое в последние годы изменилось. Наш посёлок до сих пор жив, благодаря озеру и дороге. Транспортная доступность не даёт угаснуть здесь жизни. А ещё местных жителей лес кормит. Грибов и ягод даёт достаточно, всем хватает: и деревенским, и городским. Тут вопрос, кто успеет первым собрать дары леса. Ведь бывает, что и в четыре часа утра можно грибников встретить.

У нас лес очень чистый, вовремя убирают засохшие деревья, сучья. Его посадили после войны. Будучи лесником, я и сам ухаживал за ним. Лес благодарит за уход богатым урожаем. Местные — с грибами даже в неурожайный год. Да и неплохой это заработок для местных жителей — грибы и ягоды пользуются спросом у туристов.

Молодёжь покидает дома, уезжая на заработки. Сейчас здесь около трёх десятков домов. А в своё время жизнь кипела и заработать можно было неплохо. Был клуб, в котором кинофильмы показывали, дискотеки проходили, был свой ансамбль из местных жителей. Раньше и лодки никто не привязывал, с моторами стояли и не боялись люди, что украдут. Бывало подойдёшь к хозяину, попросишь лодку на часок-другой съездить по делам. И никто не отказывал. Главным условием было — вернуть лодку назад. Сейчас сознание людей изменилось. Всё на замках, жизнь — за заборами.

По сей день, как у местных, так и городских, популярен отдых на Ашкляе. А знаете, почему этот мыс Ашкляем прозвали? Когда-то там стояли два домика, в одном из которых жил дядя Толя Ашкляев. Я его знал. Вот и прозвали это место по фамилии дяди Толи. Было там что-то вроде хутора. И пристань была, и пароход ходил, — вспоминает прошлую жизнь посёлка Сергей Геннадиевич.

В рамках серии «Энциклопедии российских деревень», был издан том, посвящённый сельским населённым пунктам Селигерского края. Авторы — супруги И.П и Т.Б. Минаковы в 2006 году так описывали посёлок. «Осцы (в 1848 г. – Косцы, в 1859 г. – Восцы) — посёлок, расположенный под соснами восточного берега Селижаровского плёса Селигера между береговой линией и асфальтовой межрайонной магистралью Осташков-Кувшиново-Торжок. Расстояние до Сиговки — 8 км. До Осташкова — 6 км.

По сведениям 1859 г. в сельце Восцы Рагозинского прихода Зехновской волости проживало 12 человек в 1 дворе. В документах административно-территориального деления Осташковского уезда 1889-1900 гг. этот населённый пункт не значится.

Чудесные коврики, выполнены из старой одежды,
которую мастер с благодарностью принимает от односельчан

В 30-е годы ХХ века здесь стоял кордон, на территории которого организован посёлок леспромхоза.

В 1950 г. в посёлке проживало всего 19 человек. Позднее, В 1968 г. население составило 66 человек. В 1977 г. кордон Осцы с населением 108 человек отнесён к числу перспективных населённых пунктов несельскохозяйственного назначения. Это позволило активно развивать посёлок и к 1989 г. в нём жило уже 172 человека в 60 хозяйствах. Однако в годы перестройки началась миграция, и по состоянию на 01.01 1998 г.

численность уменьшилась до 131 человека в 54 домохозяйствах.
Посёлок построен в сосновом бору под сохранёнными соснами. Имеет регулярную планировку. Несколько нешироких улиц пролегли параллельно берегу и шоссе. Основная масса домов — деревянные двухквартирные и совхозные коттеджи. Есть несколько традиционных домов. Работают водопровод, клуб магазин. В начале нового века здесь живут круглый год в 48 домохозяйствах, работает лесоперерабатывающее предприятие и располагается одно из лесничеств Государственного лесоохотничьего хозяйства «Селигер».
В перспективе развитие посёлка будет определяться успехами работы местного лесоперерабатывающего предприятия. Все необходимые предпосылки для этого есть: работоспособное население, производственные помещения и соответствующая инфраструктура, объекты социальной сферы, транспортное обеспечение. Вместе с тем посёлок не будет разрастаться, таккак не имеет территориальных резервов».

С момента выхода книги в свет прошло всего шестнадцать лет. К сожалению, прогнозы авторов не оправдались — предприятие прекратило своё существование, «соответствующая инфраструктура и объекты социальной сферы» канули в Лету, работоспособное население в поисках лучшей жизни уезжает в город.

Но в посёлке всё же остались преданные ему люди. Они обрабатывают землю, выращивают овощи, фрукты и ягоды. Летом в посёлке становится оживлённее из-за дачников, которые приезжают в благословенный уголок в поисках тишины, чистого воздуха, ясного неба и чтобы окунуться в воды Селигера.

Так и поддерживается жизнь на небольшой территории, расположившейся между озером и лесом.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий