И это место – Осташковский краеведческий музей, где открылась выставка фотоклуба «Плёс»

Свой восьмой выставочный сезон объединение осташковских фотохудожников открыло вернисажем на заданную музейщиками тему «Тени исчезают в полдень». Но не ищите в представленных работах аналогий и ассоциаций с известным советским сериалом!

Свет и тень – это две равноправные стороны одного явления, янь и инь. Это, во-первых, физика, она же оптика – преломление света. Во-вторых, химия; фотография ведь суть светопись, процесс переложения на бумагу игры света и тени. В-третьих, философия; при помощи этих понятий описываются глубина самопознания души («второе я»), мир живых и ушедших, мистика превращений, мимикрии. Наконец, искусство: литература – «Тень» Шварца и одноименная сказка Андерсена, тень отца Гамлета, образ тени в поэзии Серебряного века, и так далее… Даже начинающий художник скажет, что изображение тени гораздо сложнее, а для композиции рисунка не менее важно, чем предмета или сюжета.

Рассуждения можно продолжать, и об этом повела разговор куратор выставки, старший научный сотрудник Осташковского краеведческого музея Татьяна Миронова. А лучше обратиться к представленным работам, обзор которых сделала руководитель клуба «Плёс» Наталья Цветкова.

Нестандартно оформлен фасад выставки: не развешанные, а размещенные на мольбертных подставках фотопроизведения. И лишь над ними – одна работа Виктора Куранова «Утреннее преломление», которая стала как бы эпиграфом.

Фотографы по-разному подошли к решению творческой задачи: кто-то отдал предпочтение черно-белой гамме: потрясающая, трепетно-лаконичная серия «Весна на пороге» Анны Бернер, «Зигзаги» Виктора Куранова.

Другие искали загадочную тень в цветном решении. Александр Никитин уловил настроение в вечернем свете на уютном сосновом бережке, где играют в догонялки солнце и наползающая вечерняя мгла, туман и дымок костра. Взглянув на фото «Кружевная тень» Натальи Савельевой, не сразу поймешь, что это не ковер!

Как всегда, оригинально увидела тени Оксана Шалимова, оставляя зрителю загадку: как это сделано? На ее серией «Проектор» зрителю придется поломать голову. Впрочем, таких работ здесь несколько. Признаться, «Струи» Натальи Цветковой задали такую головоломку, что потребовалось и пояснение автора, и максимальное включение пространственного мышления. Загадочно смотрится фоторабота Ольги Ивановой «Тени юрского периода». А вот фото Татьяны Обуховой «Салют, Селигер!» предельно понятна: долгожданная встреча с неброской красотой Селигерского края уставшего от мегаполиса человека. Это как бы антитеза распространенным селфи с самолюбованием – здесь предельная скромность.

Очень интересно наблюдать за творчеством Натальи Шпагиной. С дебюта на выставках в качестве члена клуба «Плес» её работы привлекают внимание. Своей творческой манере она осталась верна и на этот раз. И пожалуй, я здесь не стану раскрывать все карты, а предоставлю вам прийти на выставку и понять, в чем загадка фотографии «На грани света».

Остается добавить, что приближающийся праздник весны добавил шарма и легкости в атмосферу вернисажа, а юные вокалистки – участницы коллектива «Звуки музыки» Даша и Маргарита Семёновы, Настя Белоцерковская и Саша Калюкина порадовали гостей и участников прекрасными песнями.

Наталья Николаева

Добавить комментарий