Закатное солнце позолотило стену расселенного кирпичного дома на Евстафьевской, 53. В простенках меж оконных проёмов еще чётче обозначились пространственно-временные порталы, распахнутые на несколько часов мастером Гусевым. Двухэтажный особняк с шестиконечными звёздами Давида на аттике всегда приковывал взгляды прохожих, но в понедельник он стал главным центром внимания на бульваре. Откуда звёзды? Что это за дом?


Ответов на эти вопросы нам найти не удалось. В некоторых источниках сети Интернет указан 1917 год постройки. Ага, как же! То-то был строительный бум в это голодное лихолетье. В архиве Осташковского исторического общества (группа в социальной сети «ВКонтакте») имеется фотография Дмитриева 1904 года, на которой он уже запечатлен. От горожан поступают разные противоречивые сведения об истории особняка. Вплоть до того, что в нём располагался еврейский банк. В общем, доподлинно мы о нём ничего не знаем и будем рады любой информации.

В понедельник прошло третье и заключительное в летнем сезоне «Чаепитие в руине». Местом проведения стал бульвар на Евстафьевской и придомовая территория этого самого особняка со звездами. Как и прежде, организаторы никак не анонсировали событие, желая сохранить ощущение спонтанности и вовлечь в действие случайных прохожих. Надеюсь, постоянные участники сообщества «Город Горожан», которые прежде участвовали в проектных сессиях, и, наверняка, хотели бы стать частью и этой акции, простят организаторам такой формат без анонсов. Уверяем, на то есть свои причины, о которых мы обязательно расскажем при личной встрече.

Около семи часов вечера, когда солнце неумолимо начало двигаться к линии горизонта, традиционный столик у 53 дома уже был накрыт скатертью. В сторонке нетерпеливо пыхтел самовар, источая аромат древесной щепы. Алхимия чаепития в действии! Но отвлечемся от столика и самовара, ставших символами акции. Как пьют чай, полагаю, всем известно. Даже совсем юным барышням, которые, нацепив словно бусы, баранки и сушки, распространяли их среди прохожих, предлагая присоединиться к незатейливому, но столь приятному действу.


Первая акция прошла в конце июня у дома-усадьбы Болотниковых на улице Орловского. На крошечном полуострове (прежде Бельтихина пристань, — прим.ред) в тени роскошных ив во время чаепития играл музыкальный коллектив «Будущие покойники». Это был незабываемый концерт! Вторая состоялась в двухэтажном кирпичном доме с мезонином по адресу Октябрьская,4 в конце июля. В окнах расселённой по федеральной программе усадьбы был поставлен спектакль, посвященный путешествию Александра Николаевича Островского, во время которого он побывал в Осташкове. В кратчайшие сроки Виталий Черников (отец рядчика артели архитекторов и одного из главных идеологов акции «Чаепитие в руине» Артёма Черникова) написал пьесу, поставленную впоследствии режиссером Светланой Маркеловой. Как вы уже успели заметить, в акциях наметилась определенная периодичность, от которой не хотелось отступать.

Сообщество «Город Горожан» устраивало в руинах концерт и спектакль, пытаясь поддержать ранее созданный для федерального конкурса проект «Оставши», включающий в себя стратегию активации погибающих памятников архитектуры, а также консервацию целого ряда руин и запуск в них каких-то новых востребованных функций. Идею же третьего чаепития принес с собой хорошо известный в Осташкове и за его пределами местный художник Александр Гусев. Он сам выбрал бульвар и здание на нём, предложив организовать собственную персональную выставку. Являясь поклонниками самобытного творчества Саши, мы сразу согласились, решив, что отсылающие к истории Осташкова работы художника идеально впишутся в формат.


Так родилась выставка на Евстафьевской, 53. Александр Гусев разместил 26 посвященных Осташкову работ на фасаде дома. Стёкшее на стену солнце оказалось идеальной подсветкой для картин. Они воспринимались уже и не картинами вовсе, а какими-то причудливыми порталами во времени и пространстве.

Немного об авторе. С Александром Гусевым я познакомился в 2012 году на его первой в Осташкове персональной выставке «Дальше от реализма, ближе к реальности». Это были портреты различных героев в антуражах, вглядываясь в детали которых, можно было понять, в чем драматургия и что хотел сказать Саша, помещая на полотна те или иные атрибуты и символы.

Затем стиль художника претерпел некоторые изменения. Ироничность сохранилась, но благодаря некоторой схожести изобразительных особенностей с теми, что мы видим у нидерландского живописца, Гусева стали называть местным Питером Брейгелем. Сходства имеются, но работы Александра кажутся мне добрее что ли. Другие они.


Зритель почти всегда воспринимает запечатленный сюжет как бы со стороны, находясь над происходящим, но при этом имея возможность различать детали, архитектуру и даже характеры отдельных персонажей. Едва ли художник регулярно парит над городом на параплане или хотя бы квадрокоптере, а уж в изображаемые им советские годы, так уж и вовсе такой возможности у него быть не могло. Тогда откуда такие ракурсы?

Секрет недавно мне открыл Николай Филимонов. Саша в советском прошлом был портным. И не простым портным, а талантливым мастером, обшивавшим городскую элиту. Кто к нему только не обращался за пошивом. И если принять этот факт во внимание, то становится понятно, что композиционно картины Гусева представляют собой детальные раскройки городских сюжетов. Костюмов из таких не пошьешь, зато они позволяют магическим образом переместиться в авторское восприятие того города, который я, например, не застал. У тех, кто все это помнит, Сашины сюжеты вызывают щемящее чувство ностальгии по атмосфере еще ТОГО Осташкова и его традициям. Для меня же, так и вовсе, это какой-то другой мир. Незнакомый, но притягательный.



После короткого выступления авторов идеи и организаторов чаепития слово взял художник. Он провёл часовую экскурсию по выставке, рассказав не только о своих работах, но и о том городе, что ему посчастливилось застать. В рассказе Саша был предельно точен, потому иногда сам себя поправлял. Начнёт торопливо вещать про однорукого баяниста, затем сам себя осадит: «Постойте-ка, не мог он играть с одной рукой! Ноги у него не было! Точно, ноги!». Таланта и иронии рассказчику не занимать. Гости чаепития были в восторге.

На третьем чаепитии основными гостями оказались дети, прогуливавшиеся по бульвару со своими родителями. И вот специально для них архитектор и художник-оформитель Дворца культуры «Юбилейный» Анастасия Иванкина совместно с архитектором Лидой Смирновой организовали на одной из площадок бульвара близ руины пленэр на свободную тему. Кто-то пытался изобразить Осташков или Селигер, иные выразить любовь к городу словами. Получилось около 20 ярких рисунков, которые в качестве финала летнего сезона акции могут украсить стены одной из руин Осташкова.


Подводя итоги сезона, скажу, что у нас всё получилось. Мы действительно классно провели время и, надеюсь, с пользой для нашего любимого города. Нам удалось показать, что эти расселенные дома востребованы горожанами и в них может зародиться новая жизнь. Не будем забегать далеко вперёд, но допускаем, что такой формат может быть уместным и в другие сезоны: чаепитие у руины в антураже осеннего листопада или даже зимняя акция с горячим чаем… Почаще присматривайтесь к окнам опустевших домов. В них может появиться свет. Мы в это искренне верим.

Координатор сообщества «Город Горожан»
Андрей РЯБОЧКИН
Фото Автора и Анны Бернер

Добавить комментарий