Осташковская художественная галерея продолжает знакомить публику с интересными авторами. Сегодня здесь открывается экспозиция «Край воды» художницы Веры Колгановой. Для нее характерны редкое сочетание живописи и графики, лаконичные пейзажи, нарисованные буквально несколькими штрихами, при этом выразительные и безошибочно узнаваемые. А также уникальная «Посуда для Осташкова» и гармоничная роспись по ткани.

— Возможно, мои работы, написанные маслом на бумаге, будут не так долго хранится, как классические на холсте. Но эта техника подходит моему темпераменту, — говорит художница.

Вера Колганова – доброжелательный и общительный человек, с большой охотой рассказывает о своем творчестве. Душа нараспашку – это читается в ее работах — открытых, воздушных, лаконичных.

— Как так вышло, что вы стали писать в этой технике?

— Не могу точно сказать, я просто занимаюсь рисованием с самого детства, с четырех лет. Причем всегда любила большие форматы. А потом в процессе творчества был выбран этот материал. Масло мне больше всего нравится; больше, чем акрил, больше, чем гуашь. Акварель совсем не моя.

Вера Колганова о себе:
Детство моё прошло в городе Ленинграде. самым любимым занятием было сидеть на подоконнике и смотреть на текущую под окном речку Мойку. Видеть, как меняется цвет воды, как проплывают облака…
Наверное, оттуда родилась моя любовь к водным просторам и их взаимодействию с небесным пространством.
Куршская коса, Крымский берег, озеро Селигер – места, где можно бесконечно созерцать это взаимодействие.

— Почему вы редко используете холст?

— Потому что холст это серьезная техника, которая требует большого внимания к самому материалу. Мне же важнее передать эмоции. Я очень люблю природу и всяческие путешествия. И тащить с собой холсты, например, на Куршскую косу – это нереально. При этом мне нравится творить на природе, по первому впечатлению.

Вера обычно пишет несколько работ одновременно. Она делает это быстро, несколькими широкими движениями обозначая основные ориентиры на бумаге. Так, например, написаны четыре работы «Ночной шторм в Калининграде». Художница говорит, что в ее творчестве важна скорость нанесения краски, импульс, который вложен в движение кисти. Сетует, что работа эта физически совсем не простая. Но этот импульс, эта творческая энергия как бы переходит дальше, от одного произведения к другому, поэтому и получаются серии по три-четыре работы.

Есть в экспозиции и картины на холстах. Это невероятно светлые и прозрачные картины, изображающие небо. А также серия небольшого формата — закаты над Куршской косой.

Нашел в экспозиции свое место и Селигер — это три работы из серии «Селигер зимой». Однажды Вера приехала сюда в холодное время года, а в тот раз к тому же серое и мокрое. Тоскливая атмосфера отчетливо читается на листе. Но больше удивляет то, что при всем минимализме техники осташковский сюжет безошибочно и сходу узнается. Художница рассказала, что однажды случайные прохожие узнали пейзажи Куршской косы, просто увидев работы в окне галереи.

— Я стараюсь передать все как есть, но минимумом средств, — говорит Вера Колганова.

— Куршская коса – это одно из ваших любимых мест?

— Это место находится в Калининградской области. И, кстати, природа там похожа на осташковскую. Это довольно длинная песчаная коса, часть которой находится на территории России, а часть – на территории Литвы. Она тянется на много километров, и проехать ее от начала до конца можно за полтора-два часа. С одной стороны там Куршский залив, похожий на Селигер – песчаный берег, сосны, треста. А с другой стороны – море. И они находятся совсем рядом, иногда на расстоянии не больше километра. Это совершенно дивное место!

— Почему выбрали для проведения выставки именно Осташков?

— Это долгая история, а началась она в 2015 году, когда мне позвонил руководитель музыкального коллектива «Будущие покойники» Николай Филимонов и сказал, что нужно придумать и сделать «Посуду для Осташкова». Мы с ним поехали на фарфоровый завод в Дулёво и накупили там так называемого «белья» — чашек и тарелок. Но оставалась одна проблема – в Осташкове я никогда не была. «Ну теперь надо ехать в Осташков» — сказал Николай Юрьевич.

Посуда, которая получилась в результате этого необычного творческого эксперимента, также представлена в экспозиции. На блюдах и пиалах – узнаваемые осташковские лодочки, берега, камыши, а также рыба и чайки. Последние – нарисованы в несколько мультипликационной манере и очень выразительные. Цвета для рисунка на посуде выбраны довольно смело, они яркие, сочные, безусловно, такая посуда привлечет множество взглядов гостей и жителей Осташкова. Кстати, художница пообещала, что при желании можно будет приобрести эти тарелки и пиалы.

Вера Колганова о себе:
Мне нужны пространственные меты, вешки, пространственные координаты, чтобы относительно них строить изображение на листе: я ведь пишу не вещи, не фигуры, не явления природы, а, скорее, обозначения всего этого.
Чаще работаю в мастерской по памяти. Тщательно сохраняю наполненность момента и расстановку основных знаков. Если луна располагалась слева, значит, и на рисунке она должна там быть. Иногда, конечно, забываю, тогда приходиться делать варианты. Но эмоция сохраняется, иначе я не стану работать.

— Во время работы над посудой я тут много гуляла, осматривала округу, набиралась впечатлений. А когда я уезжала, Николай Филимонов присылал мне фотографии с лодочками, озером и трестой. Он решил, что эта тема именно мне подходит. «Это должно быть красиво, узнаваемо, знаково, и очень недорого» — такую задачу он поставил.

— Сколько времени потратили на эту работу?

— Почти полгода. Сначала не очень понимала, как это сделать. Но потом, наконец, начало получаться, результат стал меня устраивать. Сначала рисовала по посуде декоративными красками и не обжигала. Проблема в том, что рисунок при такой технологии получается недолговечным. Поэтому поехала к подруге-керамистке в Великий Новгород и там сделала еще одну партию тарелок, в этот раз уже методом надглазурной росписи, то есть с последующим обжигом. Со временем набила руку и у меня сформировались несколько сюжетов, которые можно было переносить на крупные партии посуды.

Каждая тарелка здесь, каждая чашка – это результаты творческих экспериментов. Поэтому среди них нет двух одинаковых. Все росписи отличаются по цвету, изображенным объектам, форме.

Мы предполагали, что поставим в Осташкове печку для обжига керамики и будем снабжать горожан посудой. Но, к сожалению, печь мы так и не нашли, и поэтому производство на этом остановилось. Зато мы решили показать прототипы «Посуды для Осташкова» на выставке. С этой идеи все и началось. А инициаторами, людьми, которые меня пригласили, а потом всячески помогали оказались фотограф Ольга Гусинская, а также художница и архитектор Анастасия Иванкина.
Рядом с живописью и посудой можно увидеть также полотна довольно большого формата, окрашенные в неожиданные и интересные сочетания цветов, а также имеющие тонкие золотые узоры, обозначающие сюжет. Это батик – роспись по ткани.

— Расскажите про вашу роспись по ткани.

— Батик я делала на тему пейзажей Куршской косы. У моей подруги есть довольно крупный ювелирный салон в Калининграде, ткани я расписывала для него. Сейчас она предоставила их специально для выставки в Осташкове. Изначально эти батики планировалось использовать как элемент женской одежды — парео для пляжа. Но подруга запротестовала, сказала, что это — произведение искусства. И стала вывешивать ткани с пейзажами Куршской косы в интерьере ювелирных выставок. Выставляет в основном янтарь, который с моими батиками отлично сочетается.

— Вы назвали экспозицию «Край воды». Какое значение вкладываете в этот заголовок?

— Это все очень буквально. Я привезла выставку в место, окруженное водой. Одновременно оно в каком-то смысле удалено от цивилизации. Отсюда и такое название. Мне здесь очень нравится, люблю, чтобы вода была, лучше большая. Чем больше – тем лучше. Совсем не хочется возвращаться обратно в столицу.

Беседовал Евгений Крылов

Добавить комментарий