Субботним вечером 25 июня при стечении множества нарядно одетых загорелых людей был торжественно открыт 34-й сезон музыкальных вечеров на Селигере.

Даже нам, журналистам и завсегдатаям, на полшага знающим более, чем остальные зрители, момент открытия кажется откровением, определенно каким-то чудом. Нет, ну как это?! Сменились тысячелетие, век, экономическая формация, государственный строй, пережиты множество кризисов – как вовне, так и внутри, меняются концертные площадки, художественные руководители, даже название фестиваля (первые десять лет он назывался «Музыкальное лето Селигера») – а он живет, развивается, ищет новые формы, расширяет круг своих почитателей. Уже спустя десять лет в столице его называли «осташковским феноменом». А теперь и подавно. Не пора ли подавать заявку на право называться старейшим в России ежегодным фестивалем в провинции?

И как не волноваться вышедшим на сцену открывать 34-й международный фестиваль искусств «Музыкальные вечера на Селигере»? От Министерства культуры Тверской области зрителей, организаторов и артистов приветствовала заместитель руководителя ведомства Оксана Миронова. Заместитель главы администрации Осташковского городского округа Светлана Уткина подчеркнула, что проводить такой фестиваль – со своей историей, своим творческим «лицом», удивительно чуткой публикой – и радость, и волнение, и ответственность. Ведь наполненный до отказа зал – это сообщество друзей, а не просто зрителей.

Приоткрывая завесу творческой «кухни», Светлана Юрьевна поведала, что три года организаторы ожидали согласия выступить на осташковской сцене коллектива, которому нынче выпала честь быть первыми и задать высокую ноту всему фестивалю. Надо признать, расчет оправдался.

И грянул бал…

Дивное узорочье

По сложившейся традиции, первый концерт фестиваля – многочисленный по составу участников: оркестр, хор либо хореографический коллектив. На этот раз на сцене Дворца культуры «Юбилейный» — театр танца «Гжель». И хотя программа называлась «Музыкальный калейдоскоп» (а мы знаем, что красивый оптический эффект игрушке придают разноцветные стеклышки, отраженные в зеркалах), хочется возразить! Никаких иллюзий – только чистой воды самоцветы, блестяще ограненные и с потрясающим вкусом подобранные в ожерелья, колье, диадемы… Вплетенные ли в короны величаво двигающихся девиц-лебедушек. Блестящие ли бусинки озорной Катюши. Или мониста девушек в цыганском танце. Даже деревянные ложки, в которые лихо стучат плясуны, и то отливают чистым золотом.

Мы видели на наших концертах разные хореографические коллективы, и у каждого из них свой почерк. Фирменные движения — у «Березки», сюжетные танцы – у «Костромы». Моисеевский ансамбль работает над танцами разных народов – это их конек. А как воспеть в танце великие творения мастеров народных художественных промыслов? Как передавать будущим поколениям знания о знаменитой русской росписи, такой как Гжель, Палех, Жостово, павлово-посадский узор и других. Оригинальность форм и неповторимость декоративных изделий народного творчества определили празднично-нарядный характер работ коллектива. В 1988 году российский хореограф Владимир Захаров создал театр танца, который прославляет и развивает народной искусство в многообразии танцевальных композиций.

Описывать эмоции, вызванные каждым из номеров и концертом в целом, — дело непростое. Зал просто кипел от энергии, которая выплескивалась со сцены. Первое «ах!» — от изысканных костюмов, потом – от красоты сюжета, ритма, мастерства, самоотдачи. Все на высшем уровне – от выхода до последнего поклона-комплимента.

Театр танца «Гжель» — ровесник нашему фестивалю. И, как выяснилось, двадцать лет назад этот ансамбль уже выступал на осташковской земле. И где же? У колыбели великой русской реки Волги, на истоке! Попали в тот раз под сильный ливень. Но как мы знаем и твердо верим, наша земля дает благословение и удачу на творческой стезе. Что и подтверждает блистательный путь этого уникального хореографического коллектива. Ждем новых встреч!

Под музыку Вивальди

Второй селигерский вечер прошел под звуки барочной музыки

А вечер был не простой, а подарочный. Именно этот музыкальный подарок – концерт Государственного академического камерного оркестра России под управлением Алексея Уткина – был преподнесен зрителям и гостям фестиваля от имени губернатора Тверской области Игоря Рудени. В этом приношении также есть отсыл к важной государственной просветительской программе – Всероссийским филармоническим сезонам.

Кстати, вспомним: именно с музыки в стиле барокко начинался наш феноменальный фестиваль. С выступлений камерного ансамбля «Концертино», с сольных выступлений его руководителя скрипача Андрея Корсакова. Идея фестиваля как такового еще витала в воздухе и жила в мечтах председателя Калининского музыкального общества Степана Мильтонян, а причудливая музыка Вивальди и Корелли, Генделя и Люлли уже звучала под сводами четверика Троицкого собора, завораживала и вела в горние миры… Воображение рождало картины «золотого века», плавно двигающихся по паркету дам и кавалеров в напудренных париках. А первый концерт «Музыкального лета Селигера» был дан на сцене как раз Дворца культуры «Юбилейный», и это был Московский камерный оркестр под управлением Игоря Жукова с классической программой.

Представленный в этом сезоне коллектив «лицом» молод, однако имеет долгую и успешную историю. Первый концерт состоялся в 1956 году. С 2010 года оркестр возглавляет признанный мастер – «золотой гобой» Алексей Уткин. Программа вечера была глубока и серьезна: Россини, Паганини, Вивальди, Альбиони (ах, это томное, щемящее «Адажио», где солировал маэстро Уткин!). Как дирижер он одновременно и страстный, и элегантно-пластичный. Весьма порадовал Илья Мовчан своим виртуозным владением скрипки.

Одним словом, концерт академического камерного оркестра предстал как глубокий и почтительный реверанс к музыкальной истории «Вечеров…». Хочется думать, что и молодые музыканты, и прославленный руководитель коллектива остались довольны чуткими зрителями и их теплым приемом.

Наталья Николаева, фото Анны Бернер

Добавить комментарий