26 мая исполняется 65 лет осташковскому художнику Александру Кирьянову

Пять лет, прошедших с 60-летнего юбилея, вместили в себя много событий, значимых для Александра Кирьянова. И расположившись в его маленькой мастерской, окнами в весенний сад, мы вспоминаем об уроках жизни и творчества, которые усвоил художник.

Путь живописца, изображение №1

На стенах – готовые картины и этюды, что-то еще предстоит дописать. К юбилею планировалось открытие персональной выставки в городской художественной галерее, но эпидемиологическая ситуация нарушила планы.

— Было намерение показать графику и живопись последних лет, в том числе из собрания Нило-Столобенской пустыни, которую еще не видели осташи. Кроме моих, на выставке (которая, надеюсь, все же состоится) будут представлены работы шести моих внучек.

— Вот это смена подрастает!

— Старшая, Дарья, преподает в московской школе декоративно-прикладное искусство. Карина закончила Торжокское училище золотного шитья, сейчас проходит стажировку, чтобы там же стать наставником будущих золотошвей. В это же училище поступила Таисия. Пользуясь перерывом в учебе, занимаемся с нею натюрмортом. Галина только начала учиться в Детской школе искусств и уже готова показать свои первые работы. Раечка занимается вместе с мамой в клубе «Рукодельница». И Катя также дополнит наш творческий коллектив.

— А у вас сейчас какой период: «пейзажный», «цветочный», «голубой», «православный»?

— Тематика, как видите, разная. Исключено только одно направление – коммерческое. В свое время я поддался искушению, видя, как у других успешно идет картинный бизнес. Этот соблазн мне дорого обошелся: пришлось отказаться от своего почерка, от волнующих тем, работать на потребу покупателей, которым хотелось красивости. За этим последовали разочарование, депрессия; хотел даже совсем отказаться от творчества. А потом решил для себя раз и навсегда: пишу только так, как идет из души. Это не значит, что мне безразличен финансовый результат моей работы. Но прежде чем принять заказ, я приглашаю потенциального покупателя к себе в мастерскую, показываю работы и обязательно оговариваю условие: под диктовку писать не буду! Я не обижен вниманием любителей живописи, работы приобретаются и отправляются в разные города. Но самая большая коллекция – в Нило-Столобенской пустыни.

— Как получилось, что в течение последних лет вы создали много полотен, посвященных монастырю? Закономерным итогом этого сотрудничества стала выставка в Тверской художественной галерее пейзажа имени Зверькова «Во свете Твоём узрим свет!», состоявшаяся год назад и вызвавшая положительные отзывы в творческой среде.

— Да, выставка была очень значима для меня. И поверьте, я никогда не ставил такой задачи – продвинуть себя через религиозную тематику. А началось все со знакомства с отцом Вассианом. Перед приездом патриарха Алексия Второго в 1995 году ко мне обратились из районной администрации, попросили написать новую икону для Истока Волги, сославшись на рекомендацию батюшки. Я, несколько удивившись, что выбор священника пал на меня, не посмел отказаться. И после этого у нас сложились очень теплые отношения. Я обновил фреску на Вознесенской церкви, а когда начались восстановительные работы на Ниловой пустыни, неоднократно предлагал потрудиться физически. «Тебя Господь благословил особым даром! И ты еще будешь в обители», — отвечал он. Так и случилось. Более ста работ, посвященных Ниловой пустыни, Нилу преподобному, священнослужителям, монастырю как неотъемлемой части природы и культурного наследия Селигерского края, находятся в выставочных залах и покоях. Я очень благодарен наместнику обители архимандриту Аркадию, братии за поддержку и внимание.

— Пять лет назад издательством «Ветла» был выпущен буклет «В пути…», посвященный вашему творчеству; в прошлом году, к открытию выставки в Твери вышло второе, существенно дополненное издание, опять таки при поддержке наместника Нило-Столобенской пустыни. В буклете отображены ваши творческие искания – в тематике, в технике, жанрах. Но это ведь малая толика! И поклонники художественного творчества, регулярно посещающие выставки, с восхищением встречают ваши новые работы, удивляясь многогранности и трудолюбию…

— Чтобы стать художником, человеком, для которого творчество – дело жизни и источник средств, я долго шел. Но тяга к рисованию была всегда, с детства. Бывая в гостях у бабушки в Осташкове (жил в детстве в Магаданской области), с интересом приглядывался к художникам, которые очень часто приезжали на пленэр. Даже, купив масляные краски, пробовал рисовать на картонке – и очень разочаровался, увидев, как они растекаются пятнами. Но так уж получилось, что хотя я в юности и не получил специального образования, на моем пути встречались люди, которые поддерживали мое стремление к карандашу и краскам. Сначала мать, которая неплохо сама рисовала, потом преподаватель черчения в профтехучилище, замполит во время срочной службы.

Портрет игуменьи Житенного монастыря Елизаветы
Портрет игуменьи Житенного монастыря Елизаветы

Приехав в Осташков после демобилизации и начав работать электриком, познакомился с художниками – Валерием Арсеньевым, Леонардом Алеховым, Валерием Ковалевым. Хотите посмотреть мою первую художественную композицию? (Александр Александрович приносит свернутую картину, написанную в конце 70-х на мешковине: пятиэтажные коробки микрорайона и ребята, играющие в хоккей. – Н.Н.)

Очень благодарен Юрию Михайловичу Крылову, который на первых порах поддержал меня. Я же был вдохновлен его черно-белой фотографией и начал работать в графике. Перешел на должность художника-оформителя, учился в заочном народном университете имени Крупской. Но только труд, постоянные поиски своего творческого «я» могут дать результат. Вдохновение – состояние летучее, и надо быть наготове: натянутый холст, краски, весь набор инструментов. И все время оттачивать, оттачивать технику! Чтобы в какой-то момент увидеть, почувствовать горение и отобразить состояние света, воды, растений, внутреннее переживание человека…

«Паруса Селигера»
«Паруса Селигера»

Иногда толчком к написанию картины может быть сон, фотоснимок – свой или наших замечательных фотохудожников. Или вот (художник поворачивает к свету эскиз): это посвящение Победе и тем, кто ее завоевал, связи поколений. Увидел пять лет назад через юную листву парка шествие 9 мая. Этот образ долго ждал своего часа для воплощения. И вот, надеюсь, к открытию выставки картина будет закончена.

— Последние годы для вас были наполнены творческим трудом, признанием, но и горести не обошли стороной …

— Последний год был особенно тяжел: здоровье начало подводить, ушел сын, покинули этот мир сразу несколько товарищей по художественному творчеству – Лев Савельевич Бейлин, Юрий Никандрович Поляков, Анатолий Коптелов, Миша Павлов, Саша Зазынов, за которого особенно досадно – мог бы еще жить, творить, приносить пользу как человек незаурядной энергетики… И не было дня, когда бы я не общался с ними, с ушедшими близкими. Но надо жить. У меня есть семья; очень благодарен своей жене Таисии – она как никто меня понимает, это мой прочный тыл. Люблю этот скромный домик, сад, собак. Вот внучки подрастают и дают надежду на то, что они найдут свою дорогу в творчестве и в жизни.

А еще есть тот свет, который суждено узреть тому, кто неустанно преодолевает путь…

Наталья Николаева

Добавить комментарий