Я услышал: корявое дерево пело,
Мчалась туч торопливая, тёмная сила
И закат, отражённый водою несмело,
На воде и на небе могуче гасила.

И оттуда, где меркли и краски и звуки,
Где коробились дальние крыши селенья,
Где дымки — как простёртые в ужасе руки,
Надвигалось понятное сердцу мгновенье.

И ударило ветром, тяжёлою массой,
И меня обернуло упрямо за плечи,
Словно хаос небес и земли подымался
Лишь затем, чтоб увидеть лицо человечье.
Алексей Прасолов

Сейчас в Художественной галерее можно посмотреть выставку многим знакомого осташковского художника Сергея Поздеева. Автор творил сразу в нескольких направлениях. Некоторые его авангардные работы нельзя назвать понятными каждому. Однако, Сергей Сергеевич, даже рисуя нетривиальные абстрактные сюжеты, гротескные образы, персонажей с гипертрофированными чертами лица, зачастую используя дикие краски и формы, смог привлечь интерес множества зрителей. Писал художник и в натуралистической манере. Сколько прекрасных выразительных пейзажей Осташкова подарил он почитателям своего творчества! К сожалению, Сергей Поздеев навсегда покинул нас осенью прошлого года.

Как это было и с экспозицией Александра Зазынова, прошедшей в сентябре прошлого года, в этот раз выставка снова была составной. Любой нынешний владелец картин Поздеева мог принести их в галерею из своей коллекции, чтобы показать публике. Также в экспозиции представлены картины из фондов Художественной галереи.

Как и в случае с Зазыновым, открытие выставки собрало большое количество друзей, коллег и любителей творчества автора. Галина Смелко подробно разобрала некоторые представленные на выставке произведения и рассказала об этапах творческого пути художника. Элеонора Дубова вспомнила о знаковых выставках и работах, на них представленных – «Портрет матери», «Ушедшие в бессмертие», «Оно любит музыку». Радомир Алехов высказался о том, что Сергей Поздеев занимает значительное место в творческой истории Осташкова и высказал идею об издании альбома с его картинами. Юрий Назаров рассказал о том, как художник иллюстрировал его книгу «Переулок. Заметки провинциала». А Александр Кирьянов говорил о невероятной продуктивности и тяге к искусству автора, которые существовали на фоне некоторой жизненной безалаберности Поздеева.

Очень душевно отозвался о друге-художнике Сергей Тихонов, режиссер Осташковского народного театра: «Сергей был общительным человеком, его часто можно было встретить на улице и надолго разговориться. Он имел свой неповторимый почерк, который не похож ни на одного осташковского художника, и может быть, ни на одного автора за пределами нашего города. У каждой его работы своя атмосфера, свое дыхание, мироощущение автора неразрывно связано с космосом. На все свои сюжеты, какими бы они ни были, философские, юмористические или натуралистические, он всегда смотрел с этой точки зрения. Человек во вселенной – это его главная тема. Зачастую идеи для своих работ Сергей черпал из снов. Именно свои сюрреалистические работы-загадки он считал главными, а пейзажные зарисовки ему давались легко, хотя они получались у него прекрасно. Сергей много внимания уделял деталям и различным интересным мелочам, состоянию природы, чертам характера людей…»

Сергей Евгеньевич зачитал отрывок своей повести, в котором Поздеев изображен под фамилией Сумеркин. В тексте есть очень объемное и выразительное описание процесса создания картины живописцем.
О многом рассказал друг и сосед художника Владимир Вовк. О том, как они с Сергеем Сергеевичем учились в школе, играли в музыкальном ансамбле, ходили на рыбалку. О том, как художник хотел написать большую картину с лодкой-селигеркой. Как он по памяти зачитывал цитаты из книг. Долгое время Владимир жил по соседству с Поздеевым и, по его словам, это был душа-сосед. Также отметил деталь, присутствующую в творчестве художника, и которую многие избегают или бояться подмечать – в некоторых произведениях можно заметить образ смерти, фигуры с неживыми лицами. Владимир Вовк рассказал, что художник делал эскизы на эту тему, и пытался ее философски осмыслить.

Художник болезненно относился ко всему фальшивому, не терпел подавление личности и бюрократию. Его будто тяготила повседневная жизнь, он везде искал странное, необычное, творческое.

Трагедией Сергея Поздеева стало несдержанное увлечение алкоголем. Откуда в художнике появилась тяга к спиртному? Не раз затронули гости выставки этот вопрос. Присутствуют на картинах художника персонажи-выпивохи. Он изображал их по-доброму, но в сатирическом ключе, а значит, глубоко размышлял на эту тему.

Сергей долго проработал в Доме пионеров, учил детей резать по дереву. Этот вид творчества был еще одной гранью автора, имевшей немалое значение. Многих осташей у него получилось настроить на творческий лад именно в этой сфере. А на острове Кличен до сих пор стоят некоторые из вырезанных им деревянных фигур сказочных героев. Работа с объемными деревянными изделиями помогла художнику прочувствовать глубину и на двухмерной плоскости – все его работы очень объемные.

Экспозицию в галерее можно условно разделить на несколько частей. Первая часть, начало творчества – это освоение реализма автором после училища. Сюда относится триптих с деревьями («Вид из окна. Весна. Лето. Осень»). Это один и тот же сюжет – улочка, знакомые дома, озеро вдалеке – написанный совершенно в разных тонах.

Вторая часть — это пик его техники, когда он придумал свой ни на кого не похожий стиль. Этот стиль имеет черты пуантилизма (или рисования точками). Но со временем у Поздеева эти точки превращаются в широкие пастозные мазки, как у художников-классиков. Это, например, забавная и целостная по композиции картина «Летять утки». «Кристальный» портрет режиссера Тихонова, о котором автор отзывался так: «Я хотел показать сочетание хрупкости и силы». А также потрясающий, нестандартный и эпически огромный «Космос» в треугольной раме.

И третья часть экспозиции – это философские, сатирические, сюрреалистичные работы. Они выполнены в технике графики. К ним относится, например, автопортрет художника, больше похожий на шарж – причудливые искаженные формы, отрывистые штрихи, странные бегающие глазки в центре. Этот автопортрет носит подзаголовок «Одуванчики». А также мрачные «Маски» и огромная птица, проглатывающая чью-то лысую голову («Скажите: ААА!») и другие.

Большое значение художник уделял женским образам, которые присутствуют на многих его картинах в экспозиции в том или ином качестве. Где-то это едва заметный силуэт, где-то, наоборот, центральный элемент экспозиции, где-то – гротескный образ с гипертрофированными чертами.

Две работы из своей коллекции принес на выставку и я. Это портрет резчика по дереву Сергея Веселова, выполненный в той самой узнаваемой поздеевской манере. И живописное изображение одуванчика большого формата, такого, что он больше похож на подсолнух. Об этом одуванчике Галина Смелко сказала, что это тоже автопортрет художника. И правда, таким он и был – ярким, открытым, хрупким.

Евгений Крылов

Добавить комментарий