Откровенный разговор об архитектуре Осташкова

Поводом для беседы с архитектором и руководителем детской изостудии Анастасией Иванкиной послужило появление в исторической части Осташкова высоких заборов из профнастила, а за ними в глубине участков свежих фундаментов. Проблема была озвучена на страницах газеты, но реакция общества оказалась неоднозначной. Многие считают, что собственник на своей земле вправе делать что ему заблагорассудится и в таком отношении к городу не видят ничего предосудительного.

Про юридическую сторону проблемы мы поговорим в другой раз. И, забегая вперёд, скажу, что собственники земельных участков должны учитывать охранные зоны объектов культурного наследия, правила благоустройства и многие другие требования, призванные оградить историческую среду от разрушения. Напомню, что Осташков один из трёх городов Тверской области имеющих статус исторического поселения! Иное дело, что в ряде муниципалитетов чиновники на местах практически лишены возможности осуществлять контроль и регулировать имущественные отношения. Так, например, в Тверской области полномочия переданы на уровень субъекта. Вот и получается, что единственная, пусть и весьма призрачная, надежда для нас – это попытаться достучаться до собственников. Поэтому далее разговор пойдёт о том, почему вообще городская архитектура важна и от чего её следует оберегать.

— Настя, если про пользу дорог, тротуаров, скамеек и урн никому объяснять не нужно, то с объектами культурного наследия и исторической средой города всё оказывается куда сложнее. Может наш разговор следует начать с объяснения, чем вообще ценна архитектура и как она влияет на человека?

— Мне очень нравится фраза, что архитектура – это застывшая музыка, визуальная красота, сопровождающая нас повседневно в наших городах, куда бы мы не отправились. И, конечно, косвенно или прямо, окружение влияет на нас. Одно дело расти в окружении однотипных бетонных коробок, и совершенно иное, когда ты видишь красивые здания и парки. Городская среда должна быть не только комфортной (это само собой), но и визуально привлекательной.

— Да, но в то же время не всякий может оценить былую красоту здания с облезлым фасадом, выбитыми окнами или вовсе без крыши и фрагментов стен…

— Руина руине — рознь. Рим весь в руинах того, что осталось от древнего города. И итальянцы как-то сумели “подружить” современную и старую архитектуру. Наследие имеет принципиально важное значение для воспитания человека и прививает правильное отношение к жизни. Мы ведь не дикари, которые вышли из ниоткуда. За нами большая история и длинный путь.

— О чём еще нам может рассказать архитектура, если мы научимся её слышать?

— Об особенностях национального характера, культуре народа, исторических событиях, климатических особенностях территории и многом другом.

— Бытует мнение, что архитектурой можно наслаждаться в больших городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, на худой конец, в крупных региональных центрах, а вот в провинции и смотреть-то особенно не на что. Что скажешь на это?

— Скажу, что в больших городах некоторые особенности проще считываются, могут быть более выразительны, но это не умаляет ценности архитектуры малых городов. Вот, например, в Суздале, когда идёшь по главной улице, тебя не оставляет ощущение, что ты попал в волшебную резную шкатулку. Всюду деревянное декоративное узорочье. А когда идёшь по Осташкову, то удивляешься обилию основательных каменных домов с толстенными стенами. По нашей архитектуре можно легко считать, в какие периоды Осташков жил зажиточно и процветал, а в какие был упадок. О достатке также может свидетельствовать ажурность кирпичной кладки. Но, кстати, даже в сложные периоды осташи пытались как-то выделиться и украсить свои скромные дома.

— Какие еще архитектурные особенности Осташкова ты бы выделила?

— Повсеместно встречаются дома со ставнями. Особенно часто их можно обнаружить вблизи берега озера. Они позволяли зимой и в ветренную погоду сберечь тепло. Ещё пристроенные к домам основательные арочные ворота, часто с привязью для лошадей. Мне очень нравится, как они формируют абрис улиц. В этом определённо есть своя эстетика. Также можно заметить, что в Осташкове на перекрёстках главных улиц стоят дома со скруглёнными углами. Это очень гармонизирует, смягчает и расширяет пространство. Ну и, конечно, мезонины.

В Осташкове нет одного преобладающего архитектурного стиля, который был бы полностью скопирован откуда-то ещё. Облик города самобытен, но его нужно научиться считывать. Нас окружает то, что уже вряд ли удастся воспроизвести. В моде — минимализм и практичность.

— Мы можем судить о том, что происходило с этими домами в советский период истории?

— Если прежде большой дом мог принадлежать какой-то одной семье, то после революции, вероятно, он был поделен на множество маленьких квартир. Новые хозяева зачастую не понимали, как за таким имуществом ухаживать, не ощущали его своим и не могли договориться с соседями, чтобы элементарно покрасить забор и фасад. Так постепенно волнами исторических событий происходило вымывание трепетного и бережного отношения к этим зданиям.

Но в то же время советский период подарил нам несколько примеров замечательного конструктивизма. Примерами оного служит речной порт, автовокзал, а также ДК «Юбилейный». К сожалению, речной порт сейчас увешан рекламой и его визуальное восприятие сильно замусорено.

— А что насчёт поддержки сохранения объектов культурного наследия на государственном уровне? Неужели всё ограничивается пресловутым 73-ФЗ?

— Мне кажется, что в глобальном смысле мы сейчас говорим о культуре. И, к сожалению, в кризисные времена о ней думают в последнюю очередь. Правильно было бы беседовать об этом всём, начиная со школьной скамьи в рамках предмета, посвящённого истории родного края. Тогда у горожан было бы своё, глубоко личное отношение к архитектуре, и они боролись бы за сохранение облика города. Но отчаиваться не стоит. Есть и позитивная динамика в обустройстве Осташкова. И её трудно не заметить.

— С одной стороны, позитивная динамика, а с другой, посмотри на ту же Евстафьевскую, где на месте снесённых домов вырастают высоченные заборы из профнастила и возникают строения в глубине участков. Они ведь разрушают традиционный облик города, который мы так любим.

— Вот тут полностью согласна. Я считаю, что профнастил – это временная конструкция, которой не должно быть места в Осташкове. Мне звонили многие мои знакомые, обеспокоенные таким положением дел. Уничтожается наша история. Для меня остаётся открытым вопрос: зачем приобретать участок в исторической части города и не принимать во внимание сложившиеся особенности и существующие правила застройки? Если у кого-то есть желание спрятаться и спрятать своё имущество, то для этого в России есть много мест, где этого никто не заметит.

У нас есть определённое восприятие города. Раньше дома не прятали за высокими заборами, а старались их показать. Достаток был не чем-то, что следует осуждать, а показателем предприимчивости и трудолюбия хозяина.

— Мы подошли к заключительному вопросу нашей беседы. Какие основные проблемы, связанные со строительством, архитектурой и визуальным обликом Осташкова ты видишь сегодня?

— Уже упомянутые нами заборы, строительство в глубине участков вдалеке от красной линии, застройка нехарактерными для Осташкова строениями прибрежной зоны, отсутствие единого дизайн-кода вывесок и рекламы на магазинах. Хорошо бы нам заиметь каталог, который мы могли бы показывать владельцам магазинов в качестве ориентира.

— Спасибо за беседу!

— Вам спасибо за возможность обратиться к жителям нашего округа. Давайте любить, оберегать наш город и гордиться его богатым наследием!

Беседовал Андрей РЯБОЧКИН

Фото Евгения Крылова

Добавить комментарий