«Стороны претензий не имеют». Согласны ли с этим жильцы,
переселенные из ветхого жилья в новое?
Начиная с 2007 года, в Осташкове работает федеральная Программа переселения жителей из ветхого и аварийного жилья в новостройки. При помощи средств Программы (федеральных, региональных и муниципальных) построено несколько домов на улице Тарасова и Заслонова.
«Из хижин во дворцы» — так оптимистично называлась заметка в нашей газете, анонсирующая этот отрадный для горожан проект. Еще бы: в наше время, когда жилые метры дорожают с каждым днем, а социальная очередь практически не движется, выехать из развалюхи в благоустроенные новые хоромы, да еще бесплатно, казалось запредельным счастьем. Впрочем, на деле оказалось не так все просто.
В какой-то момент оказалось, что городской муниципалитет не готов доплачивать за лишние квадратные метры, а районный не может из-за разделения полномочий. И счастливым переселенцам предлагалось изыскать дополнительные тысячи и даже десятки тысяч кровных рублей для получения современной квартиры, в которой подсобных помещений по площади оказывалось едва ли не больше, чем жилой.
Но это были цветочки. Пока не был возведен дом №54/1 по улице Тарасова.
Вот что рассказывает переселенка (счастливой назвать ее язык не поворачивается) Нина Фёдоровна Кузьмина:
— Мы с мужем жили в неблагоустроенном доме на улице Евстафьевской, занимали квартиру немногим более 50 квадратных метров. Наш дом вошел в программу расселения в 2011 году, но на наши обращения нам отвечали: ждите, пока построят новый дом на Тарасова. Прошел 2012-й, следом 2013 год. Мы ждали. Наконец, в начале 2014 года появилась надежда. Нас пригласили в комитет по управлению имуществом и показали договор, где нам предлагалась квартира в недостроенном доме. Мы подписывать не стали, но документы для подготовки окончательного договора предоставили. И вот в марте мы с мужем в регистрационной палате подписали договор, по которому мы передаем свои приватизированные метры в доме №56 по улице Евстафьевская и взамен получаем благоустроенную квартиру №84 примерно такой же площади в доме №54/1 на улице Тарасова. Подробности договора при подписании нам выяснить не удалось, так как на эту церемонию отводилось очень мало времени.
При получении договора после регистрации мы стали собственниками квартиры, и можно было бы заселиться. Но выяснилось, что там еще вовсю идут отделочные работы и до новоселья еще очень далеко. И хотя акт приемки-передачи мы не подписывали и акт недоделок не составляли, все же представитель управляющей компании Светлана Ковалева описала наши «хоромы» и сделала съемку. Куски линолеума были кое-как набросаны, унитаз разбит и так далее…
Мы стали задавать вопросы главе администрации города Сергею Владимировичу Хлебородову (ведь по документам дом был принят горадминистрацией еще летом 2013 года!): как жить? И получили ответ: вы доводите квартиру до ума своими силами, а мы потом компенсируем расходы на приобретение стройматериалов и оплату работы.
Делать нечего; хоть лишних накоплений не было, пришлось позаимствовать деньги, отложенные «на черный день» (надо сказать, что я, муж и свекровь – инвалиды). В мае я пришла в горадминистрацию с чеками и заявлением компенсировать мне расходы (примерно 70 тысяч рублей). В этот же день с таким же обращением пришла и наша соседка, которая также потратилась на приведение новой квартиры в жилое состояние. Не сразу, но все же через некоторое время приехал П.Н. Тучин и привез … десять тысяч рублей, пообещав, что будут изыскивать для компенсации. Да, еще один платеж был – пять тысяч. Про остальной долг, сколько бы я ни обращалась и к Хлебородову, и к Тучину, мне либо не отвечают, либо отвечают: «Нет денег…».
22 августа у меня умирает муж, то есть наступает тот самый «черный день». Представляете мое состояние?! К тому же что ни день, то выясняются какие-то проблемы с новой квартирой. Горячей воды нет – только обещания. Спасибо, что зима теплая, а то пришлось бы мерзнуть (это имея на руках немощную бабушку!) – батареи чуть теплые. Говорят, что система отопления смонтирована неправильно. Дом не может быть нормально принят в эксплуатацию управляющей компанией, поэтому как дитя без глазу.
Приезжали пять министров (!), губернатор, жильцы бесконечно пишут жалобы во все инстанции. Но ничего не меняется. Я также просила объяснить городскую власть, почему нам предоставлена квартира с такими недоделками. На что получила ответ: «Вы подписали договор, где одним из пунктов было «Стороны претензий не имеют».
Кто ответит за дом, сданный с такими недоделками, которые отравляют жизнь? Кто вернет мои деньги, которые я заплатила за того, кто, не сделав добросовестно работу, положил в карман кругленькую сумму бюджетных средств? Можно ли доверять власти, которая обманывает граждан?
Крик души Нины Федоровны возгласом одиноко вопиющего в пустыне не назовешь.
Жители «дома-фантома», действительно, обращаются в различные инстанции, вплоть до федеральных. И как еще не дошло до беды, остается удивляться: на одну новоселку упало окно, у других сочится температурный шов; в доме нет радио и – фантом, одним словом! – даже мобильная связь плохо работает. Кто-то из недавних заезжих проверяющих ударил рукой по лоджии первого этажа и чуть не был изувечен упавшим кирпичом, который якобы крепил конструкцию. Садясь в машину, он сказал: «Мужайтесь!» и уехал. А счастливым новоселам здесь жить…
Записала Вита Осташова