В декабре 2013 года, пройдя через невообразимое число преград, производственно-складской комплекс «ДорХан-Селигер», принадлежащий крупному концерну «DoorHan», запустил первую линию. Тогда могло показаться, что трудности позади, но это было лишь начало непростого пути. В конце прошлого года предприятие отметило своё десятилетие. И это хороший повод поговорить о том, с каким багажом предприятие перешло этот рубеж.

Прежде всего отметим, что «ДорХан-Селигер» — организация с особым статусом на территории. Статусом единственного крупного производственного предприятия, которое начало работу в Осташкове уже в новом тысячелетии. Других подобных примеров за последние двадцать лет не было. Да и, откровенно говоря, в саму возможность появления чего-то подобного у нас в пору мирового экономического кризиса мало кто верил. Сегодня международный концерн «DoorHan» — это 30 заводов и 24 производственно-складских комплексов, осуществляющих поставку полнокомплектных решений для объектов промышленного строительства, частного домостроения, а также объектов городской инфраструктуры и сельского хозяйства. Наше предприятие стало тогда седьмым. Специализируется оно на производстве высококачественных стальных, технических и огнеупорных дверей, а также гаражных ворот и ряда других изделий из смежных категорий.

Реализация столь амбициозного и масштабного проекта руководству предприятия давалась непросто. Об этом как никто другой знает директор предприятия Евгений Силкин. И всё же позже, во время ознакомительной экскурсии по территории завода, он ответил на витавший в воздухе вопрос так: «Я никогда жалел, что в такой масштабный проект попал. От идеи до конечной реализации — все этапы проходили у меня на глазах. В моей жизни такое было впервые. И это бесценный опыт».

_cuva

Да, опыта, как говорится, не занимать, но вот позавидуют ему лишь немногие отважные. Строительство началось в 2008 году. Рождалось новое предприятие буквально на болоте. Там, где за всю историю Осташкова никто прежде не решился. Торфяная прослойка словно губка впитывала мощные железобетонные сваи, но рабочие не сдавались. И дело делалось. Тысячи тонн песка, две тысячи свай, немыслимое количество кубов раствора бетона… На этом фундаменте вырос современный завод длиной 216 метров и шириной 54 метра.

Вам показалось, что самым сложным на этапе строительства было справиться с болотом? Увы, но это не совсем так. Больше и отчаяннее всепоглощающей жижи сопротивлялся рождению нового производства человек. Не удалось в тот период найти поддержки у местной администрации, рассматривающей появившегося на территории инвестора, как возможность получить сиюминутную выгоду, а не приобрести долгосрочного партнёра. Поговаривают, что много в тот период было упущено шансов для привлечения инвестиций. Местные жители, поддавшись на манипуляции общественным мнением, традиционно восстали против экологического ущерба, который, по их мнению, непременно должен быть нанесён природе Селигера. Жалобы во все инстанции, включая администрацию президента, охотно помогали генерировать “доброжелатели”. По прошествии лет можно сказать, что с точки зрения экологии это производство оказалось идеально подходящим для Осташкова. В общем, преград и административных барьеров было много. Право на существование приходилось отстаивать в судах.

В декабре 2013 года завершился монтаж российского, голландского, чешского, итальянского и испанского оборудования — эта отдельная сложная история тянет на целый производственный роман. На торжественный пуск первой линии прибыли губернатор Тверской области Андрей Шевелёв, министр экономического развития региона, генеральный директор группы компаний «DoorHan» Александр Ханин и другие важные гости в пиджаках. Глава региона тепло благодарил инвесторов и создателей промышленного гиганта за грандиозный вклад в экономику Тверской области и Осташковского района. Вдруг потеплевшие по случаю и ощутившие сопричастность к событию местные власти также рассыпались в комплиментах и благодарностях. Символический запуск предприятия был осуществлён нажатием главной кнопки покрасочного конвейера. Казалось, что всё самое трудное позади. В апреле 2014 года было получено первое изделие, а уже к лету наши прочные двери должны были появиться на европейском рынке.

_cuva

— Мы выходили на поток в те дни, когда в Киеве уже бушевал Евромайдан, — вспоминает Евгений Силкин. — Конечно, мы рассчитывали на одни условия, а работать пришлось совсем в других. Проблемы возникали на каждом шагу. Весь 2014 год ушёл на перестройку под новые реалии. И всё же мы продолжали развивать предприятие. Практически сразу осуществили постройку уникального комплекса автоматического склада. К нам в Осташков приезжают гости из Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть, как он утроен. Автоматический склад высотой 30 метров, шириной — 50 и длиной — 110 помогает быстро и чётко осуществлять складирование и извлекать со склада любые материалы и готовые изделия практически мгновенно. Это колоссальная экономия времени. Со стеллажной системой работает 27-метровый робот, выполняющий функции крана-штабелёра. Оператор вводит на компьютере данные, и кран мчится выполнять команду.

Во время ознакомительной экскурсии по предприятию я побывал на этом складе. Впечатлился. Уходящие куда-то в бескрайнюю тёмную даль стеллажи, а вдоль них снуёт длинношее механическое чудище. Хватает откуда-то из недр и верхотуры палет, а после тащит его к проёму, через который изделия и материалы автоматически попадают уже на свет божий к людям. И нет на том складе ни души. Нет привычного кладовщика, который, матерясь будет несколько дней искать что-то, что убрал не пойми куда, да и забыл о том спьяну. А сколько бы их понадобилось на обслуживание такой громадины? Наведываются на склад в основном технические специалисты, чтобы проверить робота и провести отладку механизмов. Таких спецов на всё напичканное дальше некуда сложным оборудованием предприятие всего четыре. Нужно ли говорить, сколь ценны они для руководства?

В условиях осложнившихся международных отношений и растущего пакета санкций, работать с каждым годом становилось всё труднее. Возникали проблемы, связанные с обслуживание импортного оборудования, поставками запчастей, сырья и экспортом готовых изделий. Многие компании ушли из России. Если прежде осташковские двери могли оказаться в Швеции, Дании и других странах Европы, то теперь производство, помимо внутреннего рынка, ориентировалось на Индию, Китай и Казахстан. Что касается сырья, то всё оно также приобретается сегодня на внутреннем рынке. Значительную часть материалов, необходимых для производства готовой продукции, производит сам концерн. И вновь вызовы времени позволили приобрести бесценный опыт выживания. Предприятие даже сумело запустить новые производственные линии.

_cuva

До известных событий конкуренция в этой сфере производства была высокая, но вот выжить в суровых реалиях сумели немногие. Отчаянные романтики и авантюристы, готовые вложить средства в запуск чего-то подобного, тоже сегодня не находятся. В итоге в 2023 году завод «ДорХан-Селигер» ощутил повышение спроса. Нет, это отнюдь не выход на какие-то пиковые мощности. В настоящий момент предприятие загружено на четверть от своих возможностей и проводит порядка 100’000 дверей в год. И всё же эта обнадёживающая информация.

Экскурсию по предприятию Евгений Силкин начал с того, что объяснил архитектуру производственного процесса. Технологии и оборудование, которые использует «ДорХан-Селигер», позволяют осуществлять полный цикл. Цех целится на ряд линий. Вот на одной, преимущественно женскими руками, производятся декоративные накладки. Красота, как известно, это больше по женской части, так что всё закономерно. Неподалёку вращает металлические ленты и полотна конвейер. На своём пути листы метала обрастают минеральной ватой и под давлением пресса превращаются в прочную, неделимую конструкцию. Далее к работе приступают пилы. Они не-
обычайно шустро опускаются, скользят по полотну и поднимаются на исходную позицию. Недаром их прозвали летающими пилами!

Мне повезло увидеть полный цикл производства дверей, рам, сборку, покраску, выпуск декоративных элементов, работу склада. Скажу, что более оборудования, в котором я мало что понимаю, меня впечатлила чистота в цехе, дисциплина и отлаженность всех рабочих процессов. Можно было бы предположить, что так оно не всегда, а лишь для прицела камеры, но вот только о железной дисциплине предприятия в городе давно уже ходят легенды.

Помимо всевозможных видов металлических дверей — от эконом до премиума варианта, предприятие выпускает технические и противопожарные двери. Последние способны удерживать высочайшие температуры в течение часа. Огнеупорные двери прошли все необходимые испытания и получили сертификаты. А недавно была изучена технология и налажен выпуск легчайших панелей для спиральных ворот. Специально для этого установили новую производственную линию. Ворота с такими панелями закрываются и открываются в семь раз быстрее обычных. Это позволяет экономить теплоэнергию, что бывает крайне важно. Пока ещё в экспериментальном режиме выпускаются двери с терморазрывом и теплоизоляционные строительные панели. Такие подходят даже для суровых условий Сибири и арктических холодов.

_cuva

Изначально руководство думало о том, чтобы максимально автоматизировать рабочие процессы, обойдясь минимальным штатом специалистов. Но время и опыт внесли свои коррективы. Сегодня «ДорХан-Селигер» — это живое предприятие, которое, прежде всего, держится на людях. И оно очень дорожит своими кадрами. Здесь работают молодые специалисты, но многие с самых первых лет. За годы нелёгких испытаний управленческий персонал выкристаллизовался. Закалилась инженерная группа. Через серьёзнейший отбор прошли рабочие. Многие отсеялись. Всего в штате сегодня порядка 80 человек.

За время экскурсии по заводу, я пообщался со многими: начальником цеха, кладовщиком, юристом, менеджером и инженерной группой. Команда предприятия произвела приятное впечатление. Возможно, о ком-то мы ещё расскажем в следующих номерах. А пока, пожелаем заводу «ДорХан-Селигер» процветания и долголетия.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий