9 (19) июня 1699 года в Осташковской Патриаршей слободе в семье Теляшиных родился сын Леонтий – будущий выдающийся русский математик и педагог, автор первого печатного учебника арифметики в России. Из этого рода, отличавшегося глубокой религиозностью, вышли также игумен Николаевского Рожковского монастыря в 1624-1642 гг. Сергий и преосвященный Нектарий, второй настоятель Ниловой пустыни, бывший архиепископом Сибирским и Тобольским и предсказавший в 1628 году при представлении царю Михаилу Фёдоровичу рождение сына, впоследствии царя Алексея Михайловича, отца Петра 1. Существует предание, что Пётр 1, восхищённый глубокими познаниями Леонтия Теляшина, сравнивал его с магнитом, притягивающим к себе знания, и приказал впредь именоваться Магницким. По другой версии, эта фамилия происходит от слова «магия» (волшебство), и что, якобы, Магницкий предугадал кончину Петра 1 и сказал об этом своей жене…


Леонтий, с самых ранних лет вынужденный тяжёлым трудом обеспечивать своё существование, самоучкой научился читать и писать: «В младых летах неславный и недостаточный человек, — говорится о нём в одной из старинных рукописей, — работою своих рук кормивший себя, он прославился здесь только тем, что, сам научившись чтению и письму, был страстный охотник читать в церкви и разбирать мудрёное и трудное».


В 1684 году Магницкий, посланный крестьянами соседней Иосифовской слободы с рыбой в Иосифо-Волоколамский монастырь, был оставлен там «для чтения» и затем направлен в Симонов монастырь в Москву. В то время в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение России. Желание Леонтия учиться в академии совпало с намерениями монастырского начальства, которое готовило Магницкого к духовной карьере. В академии он изучал логику, философию, психологию, физику, стихосложение и риторику, латинский и греческий языки, богословие. Уже в последние годы пребывания Леонтия в академии известность о талантливом юноше, выделявшемся среди своих сверстников широкой эрудицией, педагогическими способностями, распространилась в Москве, его стали приглашать для обучения детей в семьи московской знати. В это же время он самостоятельно изучает немецкий, голландский, итальянский языки и математику.
Дальнейшая судьба Л.Ф. Магницкого была тесно связана с Навигацкой школой, учреждённой по указу Петра 1 14 января 1701 года в Москве. Наряду с иностранными специалистами по распоряжению Петра 1 преподавателем этого первого в России военно-морского учебного заведения был назначен и Магницкий. На него возлагалось обучение слушателей школы арифметике, геометрии, тригонометрии и навигации, и поручалось написать учебник по математике и кораблевождению.


Преодолев успешно все трудности, встретившиеся при создании учебника, Л.Ф.Магницкий в короткий срок (с февраля по ноябрь 1701 года) закончил работу над рукописью: «И ноября в 21 день он, Леонтий Магницкий, книгу Арифметику издания своего явил… и та книга послана с ним же Леонтием в типографию со усмотрением исправления 2400 книг». Рукописи его предстояло ещё свыше года находиться в типографии, чтобы стать книгой. За это время Леонтий Филиппович разработал для занятий в Навигацкой школе рукописное пособие, содержащее в себе сведения по геометрии, тригонометрии и кораблевождению, в котором ощущалась неотложная потребность. В 1703 году по распоряжению Петра 1 под редакцией Магницкого, Фархварсона и Гвина были изданы для Навигацкой школы таблицы логарифмов и натуральных тригонометрических величин.
1703 год стал знаменательным не только для учащихся и преподавателей Навигацкой школы, но и для всей отечественной науки и культуры – вышла в свет книга, на титульном листе которой значилось: «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведёная и воедино собрана, и на две книги разделена… ради обучения мудролюбивых отроков, и всякого чина и возраста людей на свет произведена… Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкого». «Арифметика» Л.Ф.Магницкого являлась подлинной энциклопедией математических знаний своего времени. Все вычисления в учебнике впервые в России были приведены с применением современной нумерации (арабскими цифрами), многие помещённые здесь сведения также впервые сообщались в отечественной литературе. М.В.Ломоносов хранил эту книгу до конца своих дней и назвал «Грамматику» М.Смотрицкого и «Арифметику» Л.Магницкого «вратами учёности». Высоко оценивал Л.Ф.Магницкого и его деятельность известный русский писатель и учёный-филолог В.К.Тредиаковский, который писал: «Магницкий Леонтий, муж сведущий славянского языка, истинный христианин, добросовестный и нельстивый человек, первый российский арифметик и геометр, первый издатель и учитель в России арифметики и геометрии».
Являясь бессменным преподавателем Навигацкой школы в течение почти четырёх десятилетий и одним из её руководителей, Л.Ф.Магницкий сыграл большую роль в деле подготовки кадров для российского флота, который готовится отметить своё 300-летие, и способствовал успеху преобразований Петра 1, не отрекаясь от своего православного мировоззрения («истинный христианин», по определению В.К.Тредиаковского, — до недавнего времени на этом месте ставилось многоточие … — А.В.). Жизнь Магницкого была наполнена большой творческой работой, которая выходила далеко за пределы обязанностей преподавателя.


О личной жизни Л.Ф. Магницкого сведений сохранилось немного. Известно, что сын его, Иван, учился в Славяно-греко-латинской академии, был интендантом одного из учебных заведений, а затем занимал должность бухгалтера военной коллегии, имел звание подпоручика. Из документов, хранящихся в Государственном архиве Тверской области, видно, что в последний период своей жизни Л.Ф.Магницкий испытывал материальные затруднения. В 1733 году он был вынужден заложить за 100 рублей принадлежавшую ему пустошь Гатилиху в Валдайском уезде Осташковскому Житенному монастырю. В дальнейшем вследствие невзноса этой суммы в установленный срок пустошь осталась у монастыря.


Традиционно днём кончины выдающегося русского математика и педагога считается 19 (30) октября 1739 года, хотя были и другие версии. Он был погребён в Москве, в церкви Гребнёвской Божией Матери, находившейся на углу Лубянской площади и Мясницкой улицы. В 1932 году при постройке метро эта церковь была снесена.
Известный знаток московских древностей, историк и археолог И.М.Снегирёв слово в слово скопировал с надгробного камня эпитафию «первому российскому арифметику и геометру», которая была опубликована в газете «Московские ведомости» за 1836 год.
В 1969 году в честь 300-летия со дня рождения нашего славного земляка одна из улиц Осташкова, Ранцевская, была переименована в улицу имени Л.Ф.Магницкого, в память о нём была установлена мемориальная стела на месте, которое носило когда-то «чудное и чарующее название «Беззаботная площадь» (как писал Н.Я.Озерецковский, это было любимое место осташей для прогулок и забав, наподобие Нескучного сада в Москве, – А.В.). Московский поэт А.Бобров писал уже в наши дни:
Хоть был математик
придворным,
Сполна им заслужена честь.
В Осташкове древнеозёрном
Магницкого улица есть.
К 325-летию со дня рождения Л.Ф.Магницкого Министерство связи Российской Федерации выпустило почтовую открытку (художник А.Плетнёв) с изображением фрагмента иллюстрации из «Арифметики».
А.В. Васильев.


К 325-летию со дня рождения Л.Ф.Магницкого Министерство связи Российской Федерации выпустило почтовую открытку (художник А.Плетнёв) с изображением фрагмента иллюстрации из «Арифметики».


А.В. Васильев.

Следуя заветам краеведа

Автор публикации – историк, старший научный сотрудник Осташковского краеведческого музея Алексей Владимирович Васильев (1952 – 2003 гг.) неоднократно выступал с предложением популяризировать имя земляка математика. Так, в 1984 году он предложил учредить специальные призы имени Л.Ф. Магницкого и вручать их победителям районных математических олимпиад.
В 1989-1991 гг. свои призы-калькуляторы вручал школьникам предприниматель И.К. Бойков, сам в прошлом победитель областных математических олимпиад. Стипендии имени Л.Ф. Магницкого присуждались в Осташковском профессиональном училище №30. В последние годы традиция эта была забыта.


Упомянем однако, что администрация Осташковского городского округа и глава Алексей Титов заинтересованы в восстановлении стипендии. Об этом речь шла на одном из организационных заседаний членов координационного совета по организации празднования 350-летия со дня рождения математика Магницкого.
Сбудется и еще одно ожидание краеведа, внесшего неоценимый вклад в изучение прошлого Селигерского края.


«Думается, что разработка и установка в Осташкове скромного, но оригинального памятника книге – «Арифметике» Л.Ф. Магницкого – украсит наш город. Он станет не только выражением признательности благодарных потомков автору знаменитого учебника, по которому учились многие поколения россиян, включая М.В. Ломоносова, но и привлечёт внимание всех, кому дорога наша история и культура», – писал А.В. Васильев. Что ж, приоткроем тайну, скоро в Осташкове будет установлена символическая скульптурная композиция, отражающая жизненный путь и достижения нашего знаменитого земляка.


dofollow { display: none; } .xyz

Добавить комментарий