Раз уж так совпало, и на следующую неделю приходятся сразу два праздника – Международный женский день и вполне себе народная Масленица, было решено написать о самых что ни на есть «народных женщинах».
– Народная песня с детских лет крепко запала мне в душу, – рассказывает руководитель ансамбля «Околица» Людмила Новикова. – Будучи уже сотрудницей Районного дома культуры, в 2009 году я поступила в школу фольклора. Мне на тот момент было 64 года. Помню, я спросила у приемной комиссии: «А вы взрослых девочек принимаете?». C большим удовольствием я отучилась там два с половиной года.
– А почему вы выбрали фольклорное направление? Оно же совсем не популярное, если сравнивать его с эстрадной песней.
– Да, возможно, сегодня народные песни не особенно жалуют, но когда за столом собираются два русских человека, в любом конце света, после второй рюмочки они будут петь не какую-нибудь «Мама Люба, давай», а вместо этого затянут «Ой, мороз, мороз…». Даже если жара стоит 40 градусов.
– В какой момент вы решили организовать свой коллектив?
– Организовала в 2010 году, будучи еще первокурсницей. Некоторый опыт работы в народном коллективе у меня имелся давно. Начинать было нестрашно.
– За кадрами, очевидно, далеко идти не пришлось?
– Все здешние – сотрудники Районного дома культуры: директор Юлия Смирнова, заведующая отделом по творчеству Светлана Павлова и заведующая костюмерной Ирина Кулакова. Это наш постоянный состав, но в коллектив иногда вливаются и другие исполнители.
– Девушки, вы сразу согласились на новую авантюру Людмилы Иосифовны?
– А вы попробуйте с ней не согласиться, – хором ответили Юлия и Светлана. – Она у нас ТАКАЯ бабушка – зажигалочка…
– Людмила Иосифовна, что означает название вашего ансамбля?
– Околица – это край деревни. Мы живем на краю Тверской области. Название выбирали долго. Остановились на этом.

Ансамбль под руководством Людмилы Новиковой существует уже более пяти лет. Начался он с этнических песен, исполнявшихся без музыкального сопровождения. Коллектив стремился к максимально точному их воспроизведению. Соблюдались даже диалекты.
– В таких песнях бывает очень много куплетов, – поясняет руководитель ансамбля. – Может доходить до 36-40. В них рассказывается вся жизнь. Исполняются они очень ровно, без ритмических ускорений и замедлений. При этом песни очень эмоциональные: вот девушка радуется, что вышла замуж, а через мгновение она уже плачет – муж бьет.
Несколько иное направление – стилизованные народные песни. Их, как правило, исполняют с минусовой фонограммой. Репертуар «Околицы» на данный момент включает в себя более 50 песен, включая хоровые, плясовые и обрядовые.
– Мы делали свадебные обряды, рождественские, троицкие, на Ивана Купалу, крещенские, проводы в армию и даже похоронные, – перечислила Людмила Новикова. – Обряды и песни сопровождали все основные этапы человеческой жизни.

Когда мы разобрались с историей и репертуаром ансамбля, можно было переходить к части, посвященной женским судьбам.
– Юлия и Светлана, вы воплощаете на сцене образ женщин ушедшей эпохи, принадлежащих крестьянскому сословию. Какие это женщины? Опишите их характерные черты. Мне они видятся очень скромными.
– Они во все времена разные. У каждой женщины свой характер. Кроме того, поведение их отличается в зависимости от ситуации. Это отчетливо прослеживается в песнях. Совсем уж скромными, пожалуй, назвать их нельзя. У них были очень откровенные, по нашим меркам непристойные игрища. Однако, незыблемым правилом было, что девушка должна выходить замуж невинной. Ну, а после рождения ребенка в подобных развлечениях они уже не участвовали. Да и куда уж там, в некоторых семьях матерям по 12 детей приходилось воспитывать.
– Насколько свободны были девушки в выборе жениха и какое значение имело приданое?
– Все зависело от семейного уклада, – отвечает Людмила Новикова. – Если родители сильно любили свою дочку, то могли учесть ее мнение. Но, как правило, не спрашивали их. Отдавали не по любви, и нередко превращалась совместная жизнь в сущий ад. Кстати, жених с невестой порой и не видели друг друга до свадьбы. Бывали испуги. Приданое имело огромное значение. На свадьбу на первых санях ехала сваха, затем невеста, а за ней целый воз приданого. Вступая в отроческую пору, девочка долгими зимними вечерами сидела и сама его шила: рубашки, рушники, колоссальное количество поясов – всем родственникам.
– Разводов тогда не было, а что с изменами?
– О, этого сколько угодно, – говорит Светлана. – Любовь-то никто не отменял. Баб били, вспомните «Тихий Дон» Шолохова, убивали, а иногда они сами топились. Мужчинам же все сходило с рук. Потому-то так много плакательных песен народных.
– Людмила Иосифовна, какую роль в воплощаемой вами на сцене эпохе играли бабушки?
– Они были хранительницами традиций. Подрастающих девушек много чему учили. Как сегодня, так и прежде нянчились с детишками. По праву старшего поколения пользовались заслуженным авторитетом у женщин, но главным все равно был дед.
– Если попытаться коротко сформулировать женскую участь, какова она была в то время?
– Любить мужа, угождать ему во всем, терпеть, работать по дому и рожать детей.
– Женщины сейчас явно стали свободнее, что они приобрели, а может быть и потеряли?
– Ничего они не потеряли, – резко отвечает Юлия.
– Потеряли-потеряли, – спорит с ней Людмила Новикова. – Женскую нежность и внутреннюю красоту. Посмотрите, как женщины сейчас ходят. А ведь раньше о них говорили: выплывает словно пава.
– Да, но нравилось ли ей это? – снова вступает Юлия.
– А что такое женское счастье тогда и сейчас?
– Любимый рядом и дети, – вместе отвечают участницы ансамбля. – И тогда, и сейчас, и во все времена.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий