Мероприятие открыл директор Тверского областного института усовершенствования учителей Сергей Махновец. Он поздравил собравшихся с началом секционной работы, поблагодарил организаторов чтений за то, что выбор площадок для секций пал на Тверскую землю, богатую культурными, историческими и образовательными традициями, подчеркнул, что наш регион стал одним из 19 в России, где в учебных заведениях удачно апробирован курс Основ православной культуры. Было найдено достаточно тесное взаимодействие с Русской православной церковью, и об этом опыте полезно узнать всем. В свою очередь, гости также поделятся наработками по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.
Далее с приветствием к участникам обратился заместитель главы администрации МО «Осташковский район» Александр Панягин. Он тоже поблагодарил организаторов Образовательных чтений за то, что одна из рабочих площадок находится в Осташкове, отметив, что в последнее время идет пока медленное, но все-таки возрождение города, как образовательного центра Селигерского края. Уровень проводимых на нашей земле мероприятий растет, свидетельство тому и сегодняшнее событие.
Представитель духовенства клирик Вознесенского собора иерей Максим Мищенко зачитал приветственное слово Митрополита Тверского и Кашинского Виктора, в котором было подчеркнуто, что VII Образовательные чтения – событие весьма значимое для всей Центральной России: «Снова труженики нивы образования, использующие в своей работе лучшие достижения педагогической науки и самые современные оригинальные методики преподавания, собрались вместе, чтобы поделиться опытом и обсудить актуальные проблемы современной педагогики. … Доклады наших уважаемых гостей, несомненно, станут весомым вкладом в общероссийскую сокровищницу педагогического мастерства».Желая плодотворной работы, отец Максим отметил, что проводимое мероприятие является важным доказательством тому, что между церковью и обществом есть взаимопонимание в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
После всех приветствий слово было предоставлено директору гимназии № 2 Зинаиде Пашинской. В докладе «Использование краеведческого компонента в воспитании обучающихся» Зинаида Михайловна отметила, что сознание и чувство Родины не наследуется генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной.
Селигерский край – особый регион России со своей историей, самобытными культурными традициями. Осташи всегда отличались духовностью и гражданственностью, во многих сферах были передовыми.
Были целые династии иконописцев, резчиков по дереву, позолотчиков, лепщиков, которые призывались в Москву и Санкт-Петербург для росписи столичных храмов: Уткины, Верзины, Волковы, Митины, Потаповы, Колокольниковы, Конягины, Шолмотовы, Бочкаревы.
Наш край славился богатейшими культурными и музыкальными традициями, которые продолжаются и сегодня. Стали традиционными фестивали «Музыкальные вечера на Селигере», авторской песни имени Ю. Визбора «Распахнутые ветра», «Театральная осень».
А сколько известных не только в Тверской области, но и в России, и за рубежом людей родилось на нашей земле. Мы гордимся своим земляком автором учебника «Арифметика, сиречь наука числительная», математиком, педагогом Леонтием Магницким. Славу края составляют один из первых краеведов нашей земли священник Владимир Успенский, Герой Советского Союза Константин Заслонов, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки Российской Федерации Юрий Зубарев. В городе жил автор герба СССР В.Н. Адрианов.
Подчеркнула Зинаида Михайловна и такой факт: в гимназии работают победители региональных конкурсов «Учитель года» 2011 и 2012 годов педагоги Светлана Викторовна Морозова и Наталья Юрьевна Ковалева.
Наш край – это и есть истоки современного духовно-нравственного воспитания учащихся, наша задача – сохранить историко-культурные и духовные традиции, уникальную природу края, передать их детям и внукам.
Поэтому в последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла.
Далее Зинаида Михайловна познакомила присутствующих с главными составляющими регионоведения, используемыми в гимназии. Это 323 часа учебного плана, посвященных изучению родного края; вышедшая за рамки гимназической и ставшая межмуниципальной конференция «Моя малая Родина», работе которой предшествует большая исследовательская деятельность учащихся и учителей.
Кстати, перед открытием секции участники имели возможность познакомиться с некоторыми из проектов: на втором этаже была организована выставка, где были представлены ученические исследовательские работы по православию, а также труды педагогов по ОПК и ОРКСЭ Галины Александровны Алексеевой, Натальи Леонидовны Семашко и заместителя директора гимназии по научной работе Татьяны Владимировны Петровой.
Еще одна составляющая — создание в школе Республики Добрых Сердец, организации, ставшей ядром для формирования основных базовых ценностей гражданина страны, среди которых: Знания, Здоровье, Земля, Человек, Семья, Труд, Отечество.
Учебное путешествие, цель которого — исследовательская работа или проект, тоже является неотъемлемой частью краеведения. Почти каждое путешествие заканчивается практической деятельностью по улучшению окружающей среды. А учителю оно дает возможность соединить урочную и внеурочную работу.
И еще ряд составляющих, таких как дополнительное образование, региональные и муниципальные конкурсы и конференции краеведческой направленности, работа с краеведческими музеями, музеем «Природа Селигерского края», классные воспитательные системы.
Завершая выступление, Зинаида Михайловна подчеркнула, что к вопросам краеведения надо относиться серьезно и бережно — в гимназии его считают интегрирующим компонентом всех учебных дисциплин. Тогда и отношение детей к своей малой Родине будет бережное и уважительное – нельзя любить то, чего не знаешь.
Созвучны этому и не менее интересными были выступления и других участников.
Директор училища из маленького села Новиково Тамбовской области, где проживает 200 человек, Николай Поздняков рассказал о создании в учебном заведении музея, строительстве памятника основателю села и установке поклонного креста. Причем, не было израсходовано ни копейки бюджетных средств, все деньги собрал местный народ. Это ли не доказательство любви к родной земле. Даже родственники основателя села Александра Ивановича Новикова, живущие в Шотландии, откликнулись на обращение сельчан и внесли свой вклад в общее дело.
Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе и молодежной политике Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого Зинаида Калинина познакомила с современными технологиями формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи. Зинаида Николаевна отметила при этом, что считает не очень правильным использование в данном вопросе термина «технологии». По ее мнению, главное в школе – живая душа. Это и легло в основу университетской программы по духовно-нравственному воспитанию студентов: «Через творчество, через дорогу к храму пролегает путь к духовно-нравственному воспитанию».
Учитель истории Александр Воронов из Кесовогорского района рассказал о работе с архивными материалами, на которые он опирается в своей профессиональной деятельности. В 90-е годы историю нашей страны авторы разных учебников трактовали по-своему. Поэтому педагог обратился к архивным документам, так как только они отражают истинную правду. Работа с ними является основой краеведческой, патриотической деятельности школы.
А Дмитрий Федорович Шеншин, учитель истории из Воронежской области, воспринимал краеведение поначалу как дополнительную нагрузку, затем так увлекся, что не заметил, как это стало делом всей его жизни. Он даже написал несколько книг, посвященных различным аспектам жизнедеятельности своей малой Родины. В работе над их созданием педагогу помогали и помогают его ученики. Примечательно, что в школах области в этом году введен курс краеведения.
Директор Дома детского творчества из города Торопца Елена Васильевна Леонтьева работу с воспитанниками строит, опираясь на историю своего города: «В истории своего города мы увидели фундамент, на котором необходимо строить нравственное воспитание молодежи. Исторические традиции, историческое прошлое свидетельствуют о связи с церковью. Церковно-приходские школы были единственным источником получения грамотности. Без любви к вере предков народ погибнет».
Этой теме была посвящена и презентация Елены Григорьевой, руководителя миссионерско-просветительского отдела Борисоглебского монастыря Тверской области. Она представила древнейший историко-культурный объект Тверской земли, Новоторжский Борисоглебский монастырь, как площадку для исследовательских работ и экспедиций учащейся молодежи, где у ребят «душа раскрывается».
Остальные презентации были такими же интересными и полезными. Всего было заслушано 16 выступлений. Участники обсудили актуальные проблемы воспитания, духовно-нравственного и гражданского становления детей и молодежи, роли православной и государственной систем образования в формировании физического, нравственного здоровья подрастающего поколения.
Осташковская секция завершила работу посещением мужского монастыря Нилова пустынь.
По итогам Образовательных чтений планируется выпуск сборника.
Галина БУКРЕЕВА
Фото автора

Добавить комментарий