(из послания к Евреям ап. Павла)

Темы ухода из жизни, прощания, отдания последних почестей, религиозные обряды, поминание, увековечивание памяти – деликатные сами по себе. Каждая семья или близкие люди принимают решение – в соответствии с завещанием усопшего, своими представлениями о достойных проводах в мир иной, наконец, с финансовыми возможностями. Как бы ни старались родственники, все равно найдутся такие, кто скажет: отпели не так, одели не в то, не позвали тех-то, на поминках закуски не хватило…

Несколько лет назад мне приходилось писать о том, как провожали в последний путь достойного человека, почетного гражданина города. Рассорившись с родственниками и действительно близкими ей людьми, она определила своими наследниками недобросовестное семейство. И те посчитали излишним организовать достойные похороны, отвергли даже помощь, которую предложила администрация. До сих пор эти воспоминания тягостны.

…Вот только написала эти два абзаца, как звонок – как раз в тему! Одно семейство уговорило одинокую старушку поменять свою однокомнатную квартиру на комнату в общежитии («А за это, бабушка, мы за тобой будем ухаживать и похороним с почестями»). Ага, как же! Приватизировав на себя и квартиру, и общежитское жилье, семейка «опекунов» решила развязать себе руки и оформить пожилого беспомощного человека в дом-интернат для престарелых. О как! Не спасет от вероломства и письменный договор пожизненной ренты – уход за наследование собственности. Есть реальные примеры, как лежат беспомощные, полуголодные и неухоженные старики, брошенные «благодетелями». Пожалуйста, будьте бдительны, решаясь на такой шаг. Посоветуйтесь, и не один раз, удостоверьтесь в добропорядочности выгодоприобретателей!

Однако я хотела сказать вот еще о чем. Город у нас маленький, многие друг друга знают либо сталкивались по жизни, по работе. И иногда пройдет несколько месяцев, и вдруг как гром среди ясного неба: умер человек, которого ты знал и уважал, давно похоронен. Где? Да кто ж его знает…

Помню, еще 20-30 лет назад на последней странице газеты всегда были сообщения в траурной рамке. Реже – некролог от имени коллег, чаще всего – благодарность родственников за оказанную в похоронах помощь. Последние, тратясь на публикацию, таким образом не только выражали признательность, но информировали земляков об уходе человека из жизни. Проститься уже не смогут, но хоть поохают, повспоминают добрым словом, помолятся за упокой души…

Сейчас и эта традиция уходит. Многие предприятия и организации, где трудились покойные, прекратили существование; не везде остались советы ветеранов. Да и как-то, видимо, приходящее на смену поколение не считает это важным; рвутся и вертикальные – родственные, и горизонтальные связи.

Как было написано выше, каждая семья определяет формат отдания памяти, и все-таки… Умерла не так давно старейшая учительница городской школы Валентина Николаевна Иванова, научившая математике не одну сотню осташей; весной ушел Николай Петрович Владимиров, был руководителем районного уровня, работал в учебном заведении. Молчок. Да только ли про них?..

Наталья Николаева

Добавить комментарий