Заключительный в летнем сезоне номер мы решили посвятить подготовке к новому учебному году и нововведениям, которые ждут учителей и учеников. Авторская колонка также будет посвящена теме образования.

Может ли быть путь от дома до школы и обратно важнее и интереснее самого образовательного процесса? Парадоксальная мысль, которую сперва воспринимаешь как шутку, перестаёт казаться таковой, когда начинаешь копаться в памяти, извлекая оттуда всё то, что бережно хранится на соответствующей полке.

Скажу честно, невостребованные в повседневной и профессиональной деятельности знания выветрились довольно скоро. Как не стараюсь, но из курса химии могу воспроизвести только формулы воды и этанола, а из физики обладающую созерцательной красотой и непостижимостью формулу E=mc2. Это при том, что учителя у меня были самые лучшие! Такое вот свойство памяти.

Зато я отчётливо помню цвет гладиолусов букета на самое первое сентября и волнение, которое испытывал на линейке. И по сей день традиционные для школьных построений песни пробуждают во мне чувство тревоги на грани паники. Помню запахи в учебных кабинетах и столовой; вкус компота с сухофруктамии, котлеты в тесте; эхо в просторном спортивном зале; как спасали экзотических рыб из кабинета биологии и выпускали их в холодные воды Селигера; а сколько любви и отваги было вложено в ранец, который в третьем классе опустил на голову впереди сидящей отличнице…

От родительского дома до средней школы №1 три с половиной квартала. На этом пути можно было не только списать на коленке домашнюю работу, обрести лучшего друга, поспорить с ним, лишится переднего молочного зуба и потерять его (друга, не зуб) навсегда. А ещё влюбиться в девочку, придумать сто причин не заводить с ней разговор, а на другой день увидеть, как самый задиристый парень волочится за ней уже с двумя портфелями. Затем, конечно же, повинуясь разбитому сердцу, свернуть с привычного пути и впервые пропустить занятия.

На уроках все мы с разным усердием пережёвывали гранит науки. Одни отдавались этому процессу полностью, другие не понимали прикладного назначения получаемых знаний и механически воспроизводили то, что от них требуется, ну а кто-то сосредоточенно смотрел в окно и на часы в углу кабинета не в силах проглотить никак не усваивающийся камень. Другое дело пирожки в столовой — эти усваивались с равной самоотдачей и хулиганами, и отличниками. Вот как бы с таким аппетитом усваивать действительно нужную информацию!

Недавно музыкант и издатель Николай Филимонов, поделившись своими наблюдениями за осташковскими школьниками, заключил, что путь до школы им интереснее самих школ. Из чего сделал вывод: «Путь до школы – это как школа, но только живая». Оно и понятно, ведь на этом пути лужи, канавы, вороны, собаки, другие мальчишки и девчонки – целый мир, готовый открыться без всяких усилий со стороны того, кто его постигает. Эти открытия мы зовём жизненным опытом. С годами он даётся сложнее, стоит дороже и усваивается хуже, но остаётся с нами навсегда.

В преддверии нового учебного года хочу пожелать ученикам осташковских школ с одинаковой лёгкостью усваивать жизненный опыт и научные дисциплины. Пусть уроки дарят вам радость первых открытий, а дорога всегда будет лёгкой и интересной!

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий