Этой осенью в последнюю неделю отпуска мне довелось побывать в столице нашей родины и заглянуть в главное здание Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, где представлено зарубежное искусство разных стран и эпох, с древнейших времен до начала XIX века. Полученные там впечатления и вышедшая в этом номере публикация о новом молодёжном движении переплелись причудливым образом и побудили к написанию колонки на тему воспитания.

В тридцати залах музея, блуждая среди произведений искусства античности, Средних веков и Возрождения, невольно задумываешься о том, какой большой путь прошла человеческая цивилизация и насколько непохожим он был в разных концах света. Это не то чтобы какое-то открытие, но сильное визуальное и как следствие эмоциональное подкрепление того, что мы и так все знаем. А еще меня сильно впечатлили в музее дети… Множество детей во всех 30 залах! Одни сидели на банкетках и увлеченно рисовали античные статуи. Другие полукругом разместились прямо на полу и внимательно слушали про третий переходный период в истории Древнего Египта. Кого-то мамы и папы приводили за ручку к исписанному клинописью крылатому льву из дворца ассирийского царя Ашшурнацирапала II. Кто-то сам проявлял любопытство и смело изучал внутреннюю роспись саркофагов. Если честно, я с некоторой завистью смотрел на всех этих ребят, внутренне сокрушаясь, что в их возрасте я мог увидеть всё это только на маленьких картинках в потрёпанных и изрисованных хулиганами учебниках. Зафиксируем косвенно относящееся к основной теме отступление и перейдём к ней.

За этот подходящий к своему завершению трудный для страны год (других словно уже и не бывало) народилось множество государственных и общественно-государственных инициатив, обращённых к молодежи. С новой, невиданной с поры развала Союза, силой государственные мужи вдруг озадачились вопросами идеологического и патриотического воспитания молодежи. Да с таким усердием и размахом взялись за это дело, что сегодня помимо их собственных мам и пап этим нужным делом озадачены: классные руководители в школах, советники директоров по воспитательной работе, координаторы проекта «Навигаторы детства», наставники и координаторы из «Движения первых», ну и уже привычные молодёжные министерства, департаменты и отделы на местах. Наверняка ещё что-то упустил.

Не подумайте, я не против воспитания молодежи, но возникает ряд вопросов. Насколько синхронизированы между собой все эти новые проекты и уже давно работающие (или не работающие) методы воспитания? Не выполняют ли многочисленные наставники одну и ту же работу, плодя горы бумаг и буквально путаясь друг у друга под ногами? И, наконец, есть ли прямая зависимость между количеством воспитателей и качеством воспитания?

В попытках найти для себя ответы на эти вопросы я вот о чём задумался: а что реально могут дать пусть даже порождённые исключительно благородными намерениями новые инициативы детям в малых городах, подобных нашим? Воспитатели вслед друг за другом повторят неустаревающие прописные истины, попытаются наполнить сердца детей патриотизмом через разговоры о важном и объединить их вокруг ритуалов и символов – всё это хорошо, но в чём тут качественно новый и современный подход?

В декларируемых целях «Движения первых», о котором вы можете прочитать в этом номере, значится: дать детям из разных уголков страны равные возможности. И это очень правильная миссия, осуществить которую невозможно, когда финансирование проектов просто не доходит до этих самых регионов или распределяется туда по остаточному принципу. На выходе же получается, что одни дети наблюдают в окошко процветающую столицу и под чутким вниманием наставника наполняются гордостью за Отечество в лучших исторических музеях страны, а другие слушают про эту самую великую историю в библиотеке с протекающей крышей где-нибудь в не газифицированной деревне, куда с трудом пробирается автолавка и скорая. Нужно ли в последней такое количество наставников, осуществляющих идеологическую накачку, или предпочтительнее было бы вывезти хотя бы раз в год ребят в Третьяковскую галерею? Похоже, что по мнению государственных мужей, как раз в таких удалённых уголках они и нужны особенно. На этом равенство заканчивается.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий