На прошедшей неделе во многих средствах массовой информации стала появляться информация о том, что в Германии панельные дома времен ГДР все чаще стали признавать памятниками архитектуры. Это происходит в разных федеральных землях Восточной Германии, о чем сообщает одна из крупнейших газет страны.

Сохранившиеся в неизменном виде панельные здания ГДР все чаще попадают в муниципальные списки памятников архитектуры, даже несмотря на ветхость. В частности, такие жилые комплексы были внесены в список в Ростоке, Дрездене, Гере, а также в Бернау, недалеко от Берлина. Иногда речь идет о целых панельных микрорайонах.

«Эти здания были возведены 50 лет назад, и лишь немногие из панельных домов ГДР сохранились в первоначальном состоянии», — говорит глава службы по охране памятников Эрфурта Марк Эшерих. «Теперь речь идет о последних сохранившихся экземплярах», — констатирует он.

Руководитель отдела охраны памятников в Лейпциге Клаус Йестадт высказал аналогичное мнение, заявив, что на текущий момент осталось мало построек, которые еще можно признать панельными зданиями из ГДР. Он добавил, что еще 30 лет назад считалось бы немыслимым брать такие дома под защиту с точки зрения архитектурной ценности.

В социалистической ГДР в 70-х годах была разработана серия панельных домов «WBS» (Wohnungsbauserie, «серия жилищного строительства»). К моменту объединения Германии в 1990 году было введено в эксплуатацию около 1,3 миллиона квартир в таких домах, они составляли 42% от всего построенного в ГДР жилья.

При строительстве таких домов преследовалась цель уменьшить проезжую часть в пользу жилого пространства, разнообразить размеры и планировки квартир, а также регулировать число этажей.

На окраинах городов из типовых панелек появлялись целые микрорайоны, такие как Марцан в Берлине или Лобеда в Йене. После объединения Германии многие панельные дома были снесены, перестроены или модернизированы.

В районе восточного Берлина Хеллерсдорф есть музей, который посвящен типичной квартире в WBS общей площадью 61 квадратный метр. Она состоит из трех комнат и обставлена оригинальными предметами быта производства ГДР.

В России жаргонным термином «панельки» называют жилые многоквартирные дома, возведенные из железобетонных панелей крупных габаритов. В СССР их начали строить вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Панельными домами являются многие так называемые хрущевки.

Эстетика подобных зданий породила целый пласт массовой культуры. Например, мемы про думера (меланхоличного парня, который родился в девяностые, а сейчас переживает кризис среднего возраста и живет в панельном муравейнике), отечественный хоррор-проект «Самосбор» повествующий о мире бесконечной хрущёвки. На атмосфере СССР и России конца XX века, с их вездесущими серыми и безрадостными многоэтажками в качестве одной из самых узнаваемых черт времени, основано множество тематических музыкальных, фото и кинопроектов.

А ведь в Осташкове также есть немало примечательных зданий постройки середины и конца XX века, многие из которых в ближайшем будущем будут расселены. Памятники архитектуры XVIII, XIX и начала XX веков, признанные осташковским культурным наследием, пусть зачастую и пребывающие в плачевном состоянии, все же имеют теплящуюся надежду на восстановление. А вот более поздние постройки, к сожалению, обречены на разрушение. Если, конечно, в будущем не появится каких-либо программ, направленных на их целесообразное сохранение и переоборудование.

Евгений КрыловСохранившиеся в неизменном виде панельные здания ГДР все чаще попадают в муниципальные списки памятников архитектуры, даже несмотря на ветхость. В частности, такие жилые комплексы были внесены в список в Ростоке, Дрездене, Гере, а также в Бернау, недалеко от Берлина. Иногда речь идет о целых панельных микрорайонах.

«Эти здания были возведены 50 лет назад, и лишь немногие из панельных домов ГДР сохранились в первоначальном состоянии», — говорит глава службы по охране памятников Эрфурта Марк Эшерих. «Теперь речь идет о последних сохранившихся экземплярах», — констатирует он.

Руководитель отдела охраны памятников в Лейпциге Клаус Йестадт высказал аналогичное мнение, заявив, что на текущий момент осталось мало построек, которые еще можно признать панельными зданиями из ГДР. Он добавил, что еще 30 лет назад считалось бы немыслимым брать такие дома под защиту с точки зрения архитектурной ценности.

В социалистической ГДР в 70-х годах была разработана серия панельных домов «WBS» (Wohnungsbauserie, «серия жилищного строительства»). К моменту объединения Германии в 1990 году было введено в эксплуатацию около 1,3 миллиона квартир в таких домах, они составляли 42% от всего построенного в ГДР жилья.

При строительстве таких домов преследовалась цель уменьшить проезжую часть в пользу жилого пространства, разнообразить размеры и планировки квартир, а также регулировать число этажей.

На окраинах городов из типовых панелек появлялись целые микрорайоны, такие как Марцан в Берлине или Лобеда в Йене. После объединения Германии многие панельные дома были снесены, перестроены или модернизированы.

В районе восточного Берлина Хеллерсдорф есть музей, который посвящен типичной квартире в WBS общей площадью 61 квадратный метр. Она состоит из трех комнат и обставлена оригинальными предметами быта производства ГДР.

В России жаргонным термином «панельки» называют жилые многоквартирные дома, возведенные из железобетонных панелей крупных габаритов. В СССР их начали строить вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Панельными домами являются многие так называемые хрущевки.

Эстетика подобных зданий породила целый пласт массовой культуры. Например, мемы про думера (меланхоличного парня, который родился в девяностые, а сейчас переживает кризис среднего возраста и живет в панельном муравейнике), отечественный хоррор-проект «Самосбор» повествующий о мире бесконечной хрущёвки. На атмосфере СССР и России конца XX века, с их вездесущими серыми и безрадостными многоэтажками в качестве одной из самых узнаваемых черт времени, основано множество тематических музыкальных, фото и кинопроектов.

А ведь в Осташкове также есть немало примечательных зданий постройки середины и конца XX века, многие из которых в ближайшем будущем будут расселены. Памятники архитектуры XVIII, XIX и начала XX веков, признанные осташковским культурным наследием, пусть зачастую и пребывающие в плачевном состоянии, все же имеют теплящуюся надежду на восстановление. А вот более поздние постройки, к сожалению, обречены на разрушение. Если, конечно, в будущем не появится каких-либо программ, направленных на их целесообразное сохранение и переоборудование.

Евгений Крылов

Добавить комментарий