События этой недели вынуждают обратиться к темам философского толка, а если быть точным – антропологического. Мы обратимся к ним в самом конце, ну а в начале рассмотрим состоятельность некоторых версий произошедших в субботу пожаров.

Так уж получилось, что в этом номере газеты на шестой полосе радостная новость о предстоящей консервации пожарной каланчи соседствует с хроникой субботних пожаротушений. Тема вроде бы и общая, но такие разные чувства вызывают эти материалы. В день горячих распродаж 11.11 осташковским пожарным и их семьям было не до покупок на маркетплейсах. Воздух пропитывался едким дымом. До позднего вечера на улице не смолкали сирены. Четыре пожара в один день! Три из них произошли в городской черте с небольшой разницей во времени.

В интервью с врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Пеновскому и Селижаровскому районам Андреем Лебедевым мы поговорили о возможных причинах возникновения субботних пожаров. Меня потрясло сообщение, что причиной, скорее всего, была не халатность асоциальных граждан, устроивших себе обогрев в расселённых домах, а умышленный поджог. В это было сложно поверить. Зачем? Для чего?!

У известных своей прямотой осташей, в среде тех из них, что готовы не прибегая к какой-либо аргументации выражать публично своё мнение, незамедлительно родились несколько версий произошедшего. Первая звучит так: «Мне кажется это либо малолетки балуются, либо бомжи неудачно греются». Её состоятельность ставит под сомнение ряд фактов: произошло сразу три пожара; очаги возгорания находились далеко от любых возможных мест обогрева; на пожаре в доме на ул. Гагарина обнаружены следы попытки поджечь обои на стенах.

Вторая версия выражена комментариями вроде: «Дешевле спалить, чем снести и убрать!». Оставляющие подобного рода сообщения граждане недвусмысленно намекают на причастность к поджогам местной администрации. Вероятно, некоего специального отдела, что также ворует туи, бьёт фонари и ломает скамейки, чтобы затем оболгать и унизить простых честных жителей. Версия о причастности даже самых маленьких чиновников к большим злодеяниям чрезвычайно живуча и возникает повсеместно в любой непонятной ситуации. Живуча она ровно потому, что люди не посвящены в специфику административной службы и мало что о ней знают в принципе. Не исключаю, что убрать сгоревший дом дешевле, чем руину, но вызванные серией пожаров репутационные потери и возникающая социальная напряженность являются уж слишком большой платой. Её не покроет никакая возможная экономия, на которую намекают любители конспирологических теорий. Уверяю, что о таких чувствительных моментах чиновники не забывают.

Третья версия может показаться более разумной: «Кто-то на участок глаз положил! Это 100%!». Ну раз 100%, то дело можно считать закрытым… Ну а если серьёзно, то она также строится на слабом понимании механизмов передачи права на владение земельным участком новому собственнику. Расселённые по программе переселения из ветхого и аварийного жилья дома (к таковым относятся два из трёх, что горели в субботу), должны быть снесены. После этого освободившиеся участки выставляются на аукцион. Не продаются по какой-то строго определённой заранее сумме, а реализуются строго в ходе конкурентной борьбы интересантов на торгах.

В городе за счёт крайне ограниченных средств местного бюджета таким образом ежегодно сносится по несколько расселённых домов. Хотелось бы все подлежащие сносу сразу, но, увы… Скажу больше, иногда возникают люди, желающие приобрести определённый участок. Иногда они даже готовы оплатить снос стоящего на нём авариного дома. Но у потенциального собственника возникает резонный вопрос: «А что, если аукцион выиграет кто-то другой?! Мне бы какие-нибудь гарантии…». Но никаких гарантий быть не может. Аукцион — это прозрачная процедура. Нередко стоимость недвижимости в процессе торгов вырастает кратно. Так что и эта версия оказывается не состоятельной.

Таким образом, не исключая полностью вариант из ряда вон выходящего совпадения, что аж сразу в трёх домах пиротехническое представление устроили подростки и бомжи, мы все же подходим к заявленной в колонке теме. Труднее всего поверить, что подобного рода деяние кто-то мог совершить просто из банального устремления творить зло. Но следует признать, что есть люди, не испытывающие тёплых чувств и привязанности к этому городу, но зато буквально одержимые неприязнью к отдельным его жителям. Есть люди, готовые использовать любые методы, чтобы опорочить тех, кто любит Осташков и что-то для него делает. Они ненавидят просто потому, что не могут постичь мотивов добрых дел, принципов честности и бескорыстия. Вопрос лишь в том, как далеко готовы зайти эти “граждане”. Не хочу называть имён (они хорошо всем известны). Надеюсь, что и правоохранительные органы присмотрятся к тем, кто радостно потирает руки у горящих домов, подсчитывая как это можно будет использовать в политических целях.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий