О радостях, что позади, дружище, не грусти.
Лишь ветер, тот что по пути — смотри не упусти.
Взовьется вновь твоя звезда в высоких небесах
и счастье ждёт нас впереди по курсу корабля
Юрий Цветков

Благодаря отставному подполковнику Советской армии Анатолию Васильевичу Силкину в подвале обычной осташковской многоэтажки выросло уже целое поколение истинных патриотов нашей Родины.

Чисто спартанские условия быта его детско-подросткового подразделения лишь укрепляют характеры и силу воли мальчишек, которые вот уже 22 года постигают секреты мастерства одного из экстремальных видов спорта – водно-моторного.

Честь имею

Едва только машина Анатолия Васильевича подъезжает к заветному входу в подвал дома №29 по улице Максима Горького, как на бровке, словно по команде выстраивается несколько пацанов, прикладывающих правую руку к головному убору. Этот элемент армейского приветствия зародился в яхт-клубе Дома детского творчества вовсе не по инициативе руководителя, прошагавшего гарнизонными дорогами путь от Германии до бескрайнего озера Ханка.

А иначе, наверное, и быть не могло. Профессию офицера братья Анатолий и Евгений унаследовали от отца подполковника Василия Ивановича Силкина, героически сражавшегося на фронтах Великой Отечественной войны. Не меньший вклад в победу над злейшим врагом человечества — фашизмом — внесла и их мама Нина Васильевна, добравшаяся с госпитальными каретами до самого логова гитлеровцев Берлина. А общий офицерский стаж династии Силкиных превысил сто лет.

Оказавшись после долгих лет службы в родных для сердца местах, Анатолий и Евгений наотрез оказались коротать свои дембельские денёчки на живописных берегах Селигера. Евгений Васильевич, засучив рукава, взялся за серьёзную реанимацию склонившего голову перед трудностями эпохи оборонно-спортивного общества РОСТО (ДОСААФ) и базирующейся под его флагом автошколы.

Кроме этого, полковник Силкин посвятил дальнейшую мирную биографию тщательному изучению малоизвестных страниц военной истории осташковской земли, и зарождавшейся на острове Городомля ракетно-космической отрасли страны; приложил руку к выходу в свет нескольких книг и фильмов историко-краеведческой направленности. А его встречи и общение с молодёжью всегда носят захватывающий характер и наполнены массой любопытных, а, порой, и просто невероятных фактов.

Анатолий Васильевич полностью подчинил свою залуженную «гражданку» покорению водной стихии селигерских плёсов. На этот шаг его благословил давний друг, контр-адмирал Виктор Фёдорович Лякин. И уже вскоре первые робкие шаги их военно-патриотического союза принесли свои плоды.

А.В. Силкин с воспитанниками секции

За два с лишним десятилетия путёвки во взрослую жизнь в секции водно-моторного спорта получили около трёхсот мальчишек. Хотя, почему только мальчишек? Время от времени их чисто мужской кубрик наполняется жизнерадостными девичьими голосами.

Одной из них стала Анечка Смирнова. Как только бабушка не отговаривала её от вовсе не женского занятия. Но всё напрасно. Период взросления девушки прошёл в спортивной лодке, на крутой селигерской волне. А диплом выпускницы Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова увенчал её детские мечты. Сегодня Анна — жена и мама. Живёт в Санкт-Петербурге и каждый день ждёт весточки от мужа — участника СВО.
Покорители «Ямах»

Я с удовольствием принял приглашение в очередной раз посетить учебно-технический корпус яхт-клуба подвального типа. Наряду с огромным количеством лодочных моторов советского образца, которые рано или поздно обязательно обретут здесь вторую молодость и докажут американским, японским и китайским собратьям своё превосходство, я увидел среди массы тепло- и водномагистральных труб и задвижек, совершенно невероятные изобретения юных мореходов.

К одному из таких произведений высших современных технологий, голову и руки приложил выпускник секции и Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Арсений Лучкин.

Собственноручно сделанный им 3D-принтер помог мальчишкам поставить на поток, а сказать точнее, на фирменную печать, давно исчезнувшие из оборота запчасти для лодочных моторов советского периода — «Вихрей», «Ветерков», «Нептунов».

Теперь лёгким движением руки всесторонне научно подкованного Арсения, бесформенный пластик превращается в детали различной сложности и конфигурации.

Но не только моторы приносят удачу осташковским мальчишкам-гонщикам. Определённая доля успеха заложена и в конструкции спортивного судна. Это только на первых порах воспитанники Силкина довольствовались тем, что Бог послал. Они в буквальном смысле слова скупали у своих соперников, отслуживший свой век хлам. Доводили лодки до ума и били бывших хозяев судов их же оружием.

Теперь же юные мореходы с селигерских берегов способны не только качественно отреставрировать повидавшие на своем веку лодки, но и абсолютно с нуля построить новые.

Дело мастера боится

Одно из таких судов зарождалось в подвале многоэтажки во время моего визита. При этом глаза пацанов со шпангоутами в руках буквально светились от счастья. Понятно, что без поддержки взрослых им не обойтись и помощников у мальчишек хватает.

В их рядах — не только папы, умудрённые жизненным опытом и жаждущие побед сыновей, но и спонсоры. Так, многократный призёр всероссийских и международных стартов Михаил Петров вместе с отцом Дмитрием Васильевичем все летние каникулы трудился на «Софье», чтобы подзаработать деньжат на качественную и высокоскоростную лодку. И его детские мечты воплотились в реальность. Теперь в семейном эллинге Петровых — два спортивных судна.

Обладателем спортивной лодки стал и продолжатель славной династии селигерских водников Николай Китанин. Его путь к победам также лежал через невероятное трудолюбие, настойчивость и любовь к поистине мужскому виду спорта. А первым и самым надёжным другом всегда был отец Владимир Юрьевич, мастер на все руки.

И профессию парень выбрал самую что ни на есть мужскую — спасателя. Сегодня Николай успешно обучается в академии гражданской защиты МЧС.

Продолжает наращивать профессиональный потенциал и вчерашний юнга из стана осташковских водно-моторников Артём Хондожко. Объём базовых знаний, полученных в стенах Осташковского колледжа, оказался несоизмеримо мал, и парень повышает его на техническом факультете Тверской сельхозакадемии заочно. До этого он служил срочную на Балтийском флоте. А сегодня Артем занимает одну из ведущих должностей на заводе «Луч». И таких замечательных примеров из биографии воспитанников секции более чем достаточно. Только формат газеты не позволяет рассказать о них.

Вода, вода, кругом вода

Общая площадь озера Селигер занимает в Осташковском городском округе почти 260 квадратных километров. Далеко не каждая территория способна похвастать таким количеством воды. Но вот развитие водных видов спорта в этой просто сумасшедшей акватории носит стихийный характер. Селигер не может похвастать наличием современного центра водных видов спорта, способствующих развитию массовости здорового образа жизни и туристического потенциала. Но это уже совсем другая история.

Воспитанники Силкина по-детски радуются каждой победе, каждому вновь ожившему лодочному мотору, каждой, подаренной по случаю или без, тельняшки, каждой банке эпоксидного клея или водостойкой краски от спонсоров. И хорошо, что сегодня с новичками клуба в ногу шагают его бывшие воспитанники.

Те же Арсений Лучкин и Артём Хондожко готовы помогать юным, делиться с ними опытом и повышать их моральных дух и спортивное мастерство. Отдельных слов благодарности заслуживают и спонсоры. Их, правда, немного. Так завод «Луч» (директор А.В. Пестряев) помог начинающим мореходам качественной фанерой, а фирма «Фортрес» (С.В. Зотов) — необходимой для постройки нового судна рейкой. А желающих сбагрить детворе завалявшиеся в сараях и гаражах старые моторы — ещё больше.

Лёша Дукиев: «Рулевая тяга в норме!»

Арсений и Артём не собираются расставаться с взрастившим их клубом и любимым Селигером. Специально для путешествий по его просторам друзья построили очень симпатичные лодки-каяки и при первой же возможности берутся за вёсла. Безусая же молодёжь пока лишь учится основам судостроения, долгими зимними вечерами латая раны стареньких спортивных лодок.

На мой вопрос «Кто из вас хочет стать моряком?» сразу несколько детских ручонок взлетело вверх. А может быть, именно за этой мальчишеской наивностью и кроется их большое морское будущее.
Достойных примеров тому достаточно. Так, с берегов Селигера отправились когда-то в большое плавание Герой Советского Союза контр-адмирал Василий Иванович Быков, командир дивизии ракетных кораблей, контр-адмирал Виктор Фёдорович Лякин, командир современной подводной лодки «Санкт-Петербург», капитан второго ранга Роман Анатольевич Соловьёв и многие другие.

Сегодняшним осташковским мальчишкам море пока только снится, так пусть же их сладкие детские сны обязательно сбудутся.

Олег СЕВЕРОВ
Фото автора и из архива яхт-клуба

Добавить комментарий