Как в споре физиков и лириков, что важнее — технический прогресс или духовное начало, невозможно поставить точку, так и в человеке вполне гармонично может сочетаться тяготение к точным наукам с творческим восприятием мира.

В числе людей, в которых успешно сочетается и физик, и лирик, Елена Владимировна Дувакина. Она родилась в городе Осташкове. Окончила среднюю школу, тогда она была №103, поступила в Московский технологический институт легкой промышленности на экономический факультет. Ей вручили вполне предсказуемое распределение на Осташковский кожевенный завод, где и начала свою трудовую деятельность. Но не отработав положенного для молодого специалиста времени, получила в 1979 году предложение перейти преподавателем анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий в Осташковский финансовый техникум, который тогда остро нуждался в таком педагоге.

Помог случай. Ее соседкой по дому на улице Рудинской была Валентина Михайловна Слобода, очень авторитетный и опытный педагог, которая и предложила Елене тоже освоить эту профессию. Со знанием предмета проблем не было (все добросовестно изучала в институте), поэтому сразу согласилась. И быстро освоилась. Многочисленные студенты с благодарностью вспоминают преподавателя одной из профильных дисциплин, ее выдержанность, умение донести материал, талант быть хорошим наставником.

Это было время, когда в наш финансовый техникум абитуриентов принимали по конкурсу. Коллектив преподавателей был очень квалифицированный и опытный. Осуществлялся большой набор, выпускники получали распределение по всей стране, а уровень полученных знаний позволял им занимать руководящие должности.

— Меня хорошо встретила заместитель директора по учебной части Римма Сергеевна Карапетян, директором тогда был Владимир Владимирович Морачевский, — вспоминает она те годы. – Наставником стала Мария Куприяновна Резвая. Строгая, требовательная, она очень хорошо знала предмет, и я ей благодарна за доброжелательное отношение, уроки, опыт. Они очень помогли мне потом в овладении профессией. Постепенно круг предметов, которые я преподавала, расширялся. Освоила бухучет, экономику, основы предпринимательской деятельности, бизнес-планирование и многие другие. Конечно, все это я изучала в институте, и полученные там знания тоже стали хорошей базой.

Поначалу робела перед своими старшими коллегами — все такие знающие, строгие, умные. Но вместе со мной пришло в техникум и молодое поколение педагогов, с которыми довелось поработать. Это Наталья Валентиновна Долбилова, Лариса Георгиевна Никитина, Маргарита Александровна Жагрова. Мы помогали друг другу набираться опыта и отстаивать свое мнение перед корифеями.

Это были те времена, когда в ОФТ приезжали многие выдающиеся и достойные личности, проводились многочисленные вечера встреч. Да и в самом техникуме жизнь была очень активной и интересной. У нас был дружный хороший коллектив. И я с удовольствием и благодарностью вспоминаю и годы работы, и всех, с кем меня свела профессиональная деятельность.

К сожалению, в 2019 году Осташковский финансово-экономический колледж, которым впоследствии стал техникум, закрыли. Это очень грустно, обидно и для Елены Владимировны, и для всех, кто так или иначе причастен к его судьбе. Этому предшествовали многоразовые попытки сменить ведомственную принадлежность учебного заведения, в числе которых были министерство финансов, правительство Москвы, Тверской государственный университет. Последний-то и поставил точку в почти столетней истории этого уникального российского учебного заведения, подарившего немало прекрасных специалистов не только Тверской области, но и всей России.

Сейчас некогда образцовые по содержанию помещения техникума и общежития находятся в запустении, можно сказать медленно разрушаются.

Больная это тема и для самой Елены Владимировны.

— Я много лет проработала в этих стенах, это большой отрезок моей жизни, — признается она. — И лично мне очень жалко, что у техникума печальная судьба, и в нашем городе теперь не готовят таких востребованных сегодня профессионалов, как финансовый работник. Хотя все условия для этого есть: и хорошая материальная база, и специалисты. Мне тяжело даже проходить мимо некогда кипевших жизнью зданий.

Дувакина, к слову сказать, была в числе тех, кто до последнего не только работал, но и надеялся, что здравый смысл победит и все вернется. Но увы…

По логике надо бы сказать, что когда Елена Владимировна осталась без работы, то стала больше уделять времени второй, не менее важной части ее жизни, – поэтическому творчеству. Но это не так. Как сама утверждает, писала стихи с самого раннего детства. Во всяком случае, всегда все рифмовала. Это была для нее любимая игра.

Ну а когда пошла в школу, конечно, сразу включилась в работу над стенгазетой. Сочиняла стихи, обличающие своих однокашников за прогулы уроков, неуспеваемость, нарушение дисциплины… И делала это умело и складно. Придя на работу в техникум, по просьбе коллег придумывала поздравления, разные приветствия. Но все это было, как говорится, для себя. С легкой руки Лидии Андреевны Павловой, работавшей тогда в техникуме, которая послала творения на фестиваль «Каблуковская радуга», кстати, без согласования с автором, ее стихи впервые вышли в свет. Они были опубликованы в поэтическом альманахе фестиваля. Дувакина — постоянный участник поэтической рубрики газеты «Селигер» и другого популярного издания «Новый Селигер». На фестивалях в Каблуково она познакомилась с нашим известным поэтом режиссером народного театра Сергеем Тихоновым, и стала заниматься в местном литературном объединении. Одно время им руководил журналист Владимир Озерянский. Узнала и других интересных местных авторов. Ей нравится такое общение с собратьями по поэтическому цеху. Она умеет слушать и слышать других авторов, пишущих совсем иначе. Это хорошая школа, работа над собой, постижение положительного опыта других. И похвала от компетентного коллеги дорогого стоит.

— В литобъединении «Сочинитель» при Районном доме культуры Елена Дувакина с самого начала его существования. У нее очень образные и метафорические стихи, — с удовольствием поделился своим мнением Сергей Евгеньевич Тихонов. – Её можно назвать мастером короткого стихотворения. И в этой малой форме при чтении нас всегда ждет неожиданный, порой парадоксальный поворот, образ, сравнение, тонко и наблюдательно подмеченная деталь, всегда яркая и неожиданная концовка. Она мастерски владеет рифмами, ритмикой. Как поэт обладает яркой индивидуальностью: имеет свой стиль, свое лицо. Есть философская подкладка в каждом произведении, которая заставляет читателя о чем-то задуматься и поразмышлять. Безусловно, это один из самых сильных местных авторов, который имеет своего читателя.

Опытные педагоги Ираида Алексеевна Судакова, Валентина Ивановна Зеленкова, Маргарита Петровна Пикалева, Мария Куприяновна Резвая и Елена Владимировна Дувакина

Однажды местная поэтесса Лидия Куликова спросила ее, почему не регистрируется на сайте стихи.ру. И Елена Владимировна зарегистрировалась, в данный момент на этом сайте опубликовано пятьдесят восемь ее произведений, и они теперь доступны всем пользователям сети интернет. Благодаря чему не только большее количество ее произведений увидели свет, но и значительно расширился круг их читателей. Уверена, что это много значит для любого автора, и стимулирует его к творчеству. Семь ее стихотворений в этом году отобраны для международного сборника «Связующее слово» из серии «Библиотека современной поэзии», который выйдет из печати уже совсем скоро, в сентябре. Презентации сборника пройдут в Москве и Баку. Кстати уже отобраны ее произведения и для следующих изданий, которые будут посвящены природе и морской теме.

Но это, как говорится, только надземная часть айсберга. По иронии судьбы автор на самом деле не знает, сколько написала стихов. И никогда не задавалась целью их сосчитать. Многие где-то лежат забытыми, а некоторые уже и не лежат, давно утилизированы. И сейчас их даже не помнит. Для творчества ей не важны повод и тема произведения. Важно, что ее внутреннее «Я» должно выразить себя в данный момент по какому-то поводу в стихотворной форме.

— Когда у тебя есть определенные эмоции, их хочется во что-то оформить, — говорит она. — Это как освободиться от чего-то, почерпнуть энергии и жить дальше.

Она предпочитает короткие стихи, и считает, что именно в них можно ярче выразить свою мысль. Чем больше произведение, тем труднее читателю уловить основную идею автора. Процесс появления ее стиха ни от чего не зависит. Это может быть и какая-то работа над собой, в результате которой рождается произведение. А может быть и совершенно спонтанное движение души.

Елена Владимировна — очень скромный человек. Говорит, как и пишет, коротко и точно. Неохотно рассказывает о себе и своем творчестве. «Читайте мои стихи, в них я и мое отношение к жизни», — говорит она.

Наталья КАБАНОВА

Прописные истины

Если не знаешь, где и что найдёшь,
Если чудес уже давно не ждёшь,
Выйди на солнце из плена пелены,
Лови гребень волны,
Всё, что твоё, смело забирай,
Пусть всё вокруг далеко не рай,
В потоках встречных закружись,
В движении — жизнь.
Если случайно не туда свернёшь,
Ты не пропадёшь,
Не утони в пучине тишины,
Лови гребень волны.
Песню не прячь, раз душа поёт,
Пусть иногда даже мимо нот,
На чувство ритма положись,
В движении – жизнь!

Добавить комментарий