От незабытой традиции к новому бренду

В эту субботу в набережном саду состоится праздник селигерского мёда, который имеет все шансы вырасти до большого фестиваля и стать еще одной традицией нашего края. Одним из организаторов и идейных вдохновителей праздника выступает Илья Иванкин. Экс-заместитель главы администрации Осташковского городского округа всерьёз увлёкся пчеловодством и вот уже два года управляет маленьким трудолюбивым государством.

Про общественную деятельность Анастасии Иванкиной (супруги Ильи) мы регулярно рассказываем на страницах газеты. Совсем недавно мы опубликовали большое интервью с ней. А вот Илья в публичном пространстве появляется редко. Поэтому первый мой вопрос прямо не относится к теме разговора и призван удовлетворить всеобщее любопытство.

— Илья, расскажи, как складывается твоя профессиональная деятельность после ухода из администрации?

— Я вернулся к своей основной профессии – архитектуре, проектированию и строительству.

— Предположу, что свободного времени стало больше и ты поэтому решил заняться пчеловодством?

— Не совсем так. Свободного времени как не было, так и нет. Первые три улья у меня появились ещё в прошлом году, можно сказать случайно. Мой друг, предприниматель Виталий Чистохвалов приобрёл их, установил у меня на даче в деревне, но вскоре оставил это занятие. Я подхватил его инициативу и стал её развивать уже со своим родственником Модестом Прохоровым. В настоящий момент у нас 15 ульев.

— Поводом для нашего разговора послужил предстоящий праздник селигерского мёда. Расскажешь, как родилась эта идея и кто является её автором?

— Я думал, что в Осташковском городском округе нет ульев и промысел этот забыт, но вскоре познакомился с Владимиром Николаевичем Харламовым – одним из самых крупных пчеловодов, которого считаю своим наставником. Также я подружился с замечательными владельцами специализированного магазина, расположенного на улице Загородной. Поиски расходных материалов свели меня с белорусскими пчеловодами. Так постепенно стало складываться профессиональное сообщество. В конце зимы мы создали канал в мессенджере «WhatsApp» и сегодня он объединяет 41 пчеловода Селигерского края. Это не только жители Осташковского городского округа, но и наши соседи из Селижаровского и Пеновского районов. В этом канале мы горячо обсуждаем профессиональные вопросы и делимся друг с другом опытом.

В какой-то момент мы поняли, что наше сообщество уже может позиционировать себя и представлять свои интересы в публичном пространстве. В этих целях популяризатор и историк русской кухни Максим Сырников, фермер Максим Куликов и я задумали организовать большой праздник селигерского мёда. Уже упомянутые Владимир Харламов, владельцы магазина и другие члены сообщества поддержали это начинание, включившись в организационную работу. Немалая её часть, связанная с продвижением и визуальным обрамлением праздника, легла на плечи моей супруги Анастасии, за что я также ей очень благодарен. Основная цель этого события – формирование и популяризация бренда «Селигерский мёд».

— Селигерский мёд действительно чем-то выгодно отличается от прочих?

— Да, безусловно, это отдельный и особый продукт. У нас отсутствуют как таковые сельскохозяйственные загрязнители, так как на территории практически не развито овощеводство, растениеводство и животноводство. Соответственно пестициды, гербициды и другие виды загрязнителей в пчелиные сборы не попадают. А мёд очень реагирует на окружающую среду. Наш мёд по своим свойствам не уступает дикому и лечебному.

— Ты не изучал историю пчеловодства на территории Осташковского района?

— Глубоко в эту тему не погружался, но знаю, что до революции практически в каждой деревне были люди, которые занимались бортничеством или традиционным в нашем представлении пчеловодством. Согласно статистическим отчётам XIX века только в одном Осташковском уезде в 1889 году пчеловодством занимались в 1221 частном хозяйстве, а количество колод доходило до шести тысяч. И этот мёд ценился по всей России. Сказывались невероятное разнообразие лучших растений-медоносов, чистейшая вода и неизменное трудолюбие пасечников. Именно это сделало селигерский мёд таким же, как башкирский или алтайский.

В советский период истории пчеловодством в промышленном масштабе занимались в совхозах. В основном на юге. Так постепенно эта многовековая культура из нашего края ушла. Нам хотелось бы её вернуть.

— Селигерский мёд будет дороже привозного?

— Да, и наша задача объяснить покупателям, почему он не может стоить 300 рублей за килограмм. Селигеский мёд отличается от дешёвого южного мёда, собранного с одних подсолнухов. В нашем мёде больше 200 наименований растений и обширнейший состав полезных веществ.

— А на что стоит обращать внимание при выборе мёда? Эта тема окружена огромным количеством мифов. Как-то на пасеке в Абхазии меня уверяли, что настоящий мёд имеет память и если каплю мёда поместить в чашку с водой и хорошенько встряхнуть, то проявится рисунок, напоминающий структуру сот…

— Да, в том году мы такой эксперимент провели с известным моющим средством, и оно вспомнило, что когда-то было мёдом. Кто-то мёд поджигает, кто-то намазывает на кожу… И всё это не имеет абсолютно никакого смысла. Только органолептика! Аромат, вкус и цвет, которые вы можете ощутить сами. На практике же это выглядит так, что ты должен лично знать своего пасечника. Понравился его мёд? Съездил на выходных в гости на пасеку, посмотрел, как её содержат, что это вообще за человек. И после этого, если всё хорошо, ты на всю жизнь с его мёдом. Потому что доверяешь пасечнику.

— Можешь назвать, какие виды продукции получают пчеловоды и с чем можно будет познакомиться на празднике?

— Пчеловоды получают хорошо известный всем товарный мёд в банках; мёд в сотах, который выгодно отличается тем, что долго не засахаривается; забрус – это то, чем пчёлы запечатывают соты (в этих “крышечках” содержится естественный природный антибиотик); прополис – пчелиный клей, который также можно отнести к природным антибиотикам; маточное молочко – невероятно полезное, улучшающее иммунитет вещество; из продуктов переработки может быть интересен ставленый мёд, имеющий благодарный вкус сухого вина, мало чем похожий на привычную медовуху. Многое из этого можно будет попробовать и приобрести на празднике. Максим Сырников представит гостям медовые пряники. Всего в мероприятии примут участие десять хозяйств. Подчеркну, что речь только о пчеловодах, которые производят селигерский мёд. И в дальнейшем мы будем следить, чтобы под видом селигерского мёда у нас на фестивале не продавали привозной, как это часто происходит с рыбой.

— Это был удачный сезон для пчеловодов?

— Сезон у нас длится с мая до середины августа. Хороший пчеловод за этот период может получить с одного улья 80 кг мёда. Но этот сезон оказался крайне неудачным. Зима была с несколькими оттепелями, что спровоцировало ранний расплод и интенсивное потребление кормов. Затем сухая и холодная весна, что негативно сказалось на численности пчёл. Лето было холодное до самого августа, а в последний месяц лета всё уже отцвело. В итоге пчеловоды в этом году получили значительно меньше мёда, чем рассчитывали.

— Завершая наш разговор, хочу поинтересоваться, что стало для тебя самым неожиданным открытием в пчеловодстве?

— Я был поражен, что пчёлы настолько высокоорганизованные и умные насекомые. Они создают очень сложные системы. В улье насчитывается несколько десятков тысяч особей, которые работают сообща и образуют своё государство. На их примере можно изучать политику. Пчеловоды занимаются развитием целой маленькой, а иногда и совсем не маленькой, страны. Заботятся о демографии, здоровье и пропитании своих подопечных. Существуют различные инструменты корректировки поведения пчёл. Производя определённые действия сегодня, пасечник рассчитывает ощутить от него эффект только следующим летом. То есть это зачастую стратегические задачи с долгосрочной перспективой.

— Спасибо за рассказ и до встречи на празднике мёда.

— Будем рады видеть всех жителей Осташковского городского округа и гостей Селигерского края. Постараемся доказать, что селигерский мёд достоин называться лучшим мёдом России!

Беседовал Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий