Учитель химии Татьяна Александровна Перова — бывшая ученица средней школы №3, в которой преподаёт удивительный предмет уже несколько десятилетий.

Начинала познавать школьную науку в здании, которое располагалось на Ленинском проспекте, позже педагогический коллектив и учащиеся переехали. На улице Заслонова появилась новая, железнодорожная, школа.

Татьяна Александровна вспоминает, как под руководством директора Ивана Герасимовича Минченко педагоги и ученики дружной колонной, с транспарантами и плакатами, прошли от старой школы в новую, где их встречали строители этого образовательного учреждения — родители учащихся.

Со школьной скамьи Татьяна Александровна подружилась с химией, преподавал которую в те годы Николай Николаевич Коровкин. Она сначала побеждала на школьных олимпиадах, потом представляла школу на кустовых олимпиадах (сейчас таковые называют региональными) среди железнодорожных школ.
В девятом классе в Ленинграде на Всероссийской олимпиаде по химии среди железнодорожных школ заняла второе место.
За отличные успехи в школе Татьяну поощрили поездкой в Москву, где ей предстояла важная миссия – фотосессия на фоне знамени Победы. Вместе с другими отличниками встречалась с мамой Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Для группы учащихся было организовано посещение мавзолея В.И. Ленина на Красной площади, в который ребят провели без очереди.

После школы поступила в Калининский госуниверситет на химико-биологический факультет на специальность «Химия». Получив диплом, вернулась в Осташков.

— Первым местом работы стала школа рабочей молодёжи, так как в дневных школах свободных вакансий не было, — рассказывает Татьяна Александровна. — Классы были большими, по 30 человек. Мне на тот момент был 21 год, а весу во мне – всего 48 килограммов. Да меня даже никто и не представил ученикам. А за партами сидели 30, 40-летние рабочие. Но меня уважали и серьёзно относились к занятиям. Тогда среднее образование было обязательным.

Пять лет отработала в вечерней школе. А потом освободились места сразу в двух городских школах — средней первой и в родной железнодорожной. Конечно, выбрала среднюю школу №103.
Как-то встретила своего бывшего учителя химии.

— Таня, а ты не знаешь, кто сейчас на моём месте? — спросил Николай Николаевич, и был приятно удивлён, что я пошла по его стопам.
В следующем году будет пятый выпуск, где Татьяна Александровна — классный руководитель. Классное руководство — интересный этап в жизни педагога. Частенько с ребятами ходила в походы. Счастливое время с ночёвками в палатках, кострами и песнями под гитару навсегда останется в памяти её учеников.
С 2008 года Татьяна Александровна — заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

— Я пришла работать под руководство Валентины Николаевны Демидовой, которая поддержала на первых порах и многому научила. И очень внимательно отнеслась ко мне — молодому педагогу. В то время вместе со мной в школу пришло много молодых учителей. И у неё на всех хватило внимания и поддержки.

Потом работала с Татьяной Аскольдовной Вишняковой — опытным руководителем и администратором. Сейчас дружную команду педагогов возглавляет Ирина Геннадьевна Михайличенко.
Разговор заходит о семье.

— У сына Владимира — три высших образования. После школы окончил политехнический институт, из которого вышел инженером-экологом. Работал в Осташкове в администрации заведующим отдела туризма и спорта, попутно окончил ТГУ и получил диплом юриста. А когда стал министром туризма Тверской области, то заочно окончил ещё и Московский институт туризма и сервиса с красным дипломом.
Сейчас с женой Наташей, моей замечательной невесткой, работают в сфере туризма. Подарили мне двух внучек — Дашу и Лизу.

Летний отдых — это обязательно поездка к сыну. Все вместе путешествуем по России, открыли много нового и интересного в Тверской области, а на Селигере есть такие места, каких в целом свете не найдёшь!
Свободное время посвящаю не только отдыху, но и чтению. Любимый писатель — Михаил Булгаков. В детстве я его не понимала. Но во времена тотального дефицита книг, когда приходилось доставать литературу через знакомых, прочитала его, другими глазами, что ли. И полюбила. Среди любимых авторов также — Пушкин, Есенин. С большим интересом познакомилась с «Поднятой целиной» и «Тихим Доном» Михаила Шолохова. А в детстве в библиотеке обязательно брала книгу про Ленина.

Я постоянно говорю учащимся, чтобы читали книги, потому как, к сожалению, современные дети читают мало. Раньше приходила в семью ученика, а в доме стояли книжные шкафы, полные разной литературы. Теперь приходишь, а в некоторых семьях полок с книгами вообще нет.

Сейчас в доме Татьяны Александровны живёт кошка по кличке Мишель. А до этого 11 лет горести и радости с хозяйкой разделял американский стаффордширский терьер Рик. По предназначению — боевой, а по сути, очень добрый пёс.

Быстро летит время. Общий педагогический стаж у нашей героини — 42 года. И вот уже её ученики приводят в школу своих детей.
— Смотрю на ученика и думаю, на кого-то он очень похож, а потом знакомлюсь и понимаю — на бывшего ученика. Уже и внуки моих учеников пришли в школу.

Среди выпускников есть химики — Володя Миронов в этом году заканчивает Московский университет нефти и газа и собирается поступать в аспирантуру. Московский химико-технологический университет имени Менделеева окончили Лёша Осипов и Катя Савинцева.

Этот же университет, только в Санкт-Петербурге, окончили Антон Гребёнкин и Катя Звонарёва. Лёша и Саша Пасевич, Саша Утёмов также выбрали точные науки.
Немало среди бывших подопечных и медиков — Инна Сагач, Лена Евдокимова (Николаева), Эльвира Розенберг, Рафик Маркаров, Аня Сурикова, Саша Колосов, Катя Нилова, Максим Русаков, Кирилл Суворов, Лёша Северов, Илья Крылов, Соня Утёмова. Антон Северов стал ветврачом.

Что же касается разницы в обучении такой удивительной науки как химия, то она очевидна. Теперь я её называю «меловая химия». Отсутствие опытов из-за нехватки реактивов заменили интерактивные доски.

Раньше заходила в класс, и дети смотрели на меня с таким интересом, с нетерпением ждали опытов! А теперь нет этого интереса. Раньше с детьми сидели допоздна после уроков. И по вечерам в школу приходили. Теперь дети после школы скорей бегут домой. Ценность знаний утрачена. А ведь я постоянно говорю ребятам, что знаний много не бывает и они в жизни обязательно помогут.

Время, когда знания не ценятся, должно пройти. И дети поймут, что знания в голове важнее, чем полученные ответы в интернете.
Мне довелось работать в дружном, сплочённом коллективе, где доброжелательное, уважительное отношение друг у другу — на первом месте.

Вот как обычно бывает: люди ждут окончания рабочего дня, чтобы поскорее уйти домой, а я, наоборот, иду на работу как домой.
Пришла работать в школу одновременно с Ольгой Алексеевной Фёдоровой, Валентиной Николаевной Гуляевой, Игорем Ивановичем Антоненко. И до сих пор работаем вместе.

Здесь же познакомилась со Светланой Васильевной Барыгиной, и вот уже 20 лет нас связывает крепкая дружба.
Химия — наука специфическая. Её не выучишь, её надо понимать, пропустить через себя. Иногда выйдет ученик к доске, выдаст наизусть материал. Я ему за героический поступок поставлю положительную оценку, но обязательно скажу, что такая зубрёжка ничего в голове не оставит. Пересказал материал, да тут же и забыл. А ведь в химии всё логично и понятно. Все темы взаимосвязаны.

Более ста миллионов веществ на Земле и с каждым происходят десятки, а то и сотни превращений. Это и есть химия.
На базе школы несколько лет действовал экологический отряд «ЭКО», организованный отделом экологии и туризма администрации. Школьники с педагогами убирали территорию возле Белого озера, Кличен. Однажды отряд стал победителем на всероссийском экологическом конкурсе.

Пандемия выбила воспитательную работу — походы, экскурсии, как пешие, так и автобусные и на поезде на время прекратились.
Но всё же в октябре прошлого года с учениками посетили парк «Патриот». Потрясающий и грандиозный по масштабам музейный комплекс. В феврале снова съездили в Москву и возложили цветы к Вечному огню. Съездили во Ржев к мемориалу Советскому солдату.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения обязательно принесёт плоды, если это не просто слова, но и экскурсии, во время которых ребята прикасаются к военному прошлому своей страны, воочию наблюдают за реконструкцией разных боевых этапов грозных сороковых. Видят лица защитников Родины, которые смотрят на нас с пожелтевших от времени фотографий.

За сорок лет многое изменилось в школе и педагогике. Дети теперь другие, да и мы стали старше. Школа — это мир, в котором каждому ребёнку определено своё место. Это мир, где ученик развивается, где педагоги готовят его для выхода на большой жизненный путь.
Глядя на успехи выпускников, ловлю себя на мысли, что мой труд приносит добрые плоды, и до многих своих учеников сумела донести важность такой специфической науки как химия, — подытоживает Татьяна Александровна.

Ирина ТИНУС
Фото из архива Т.А. Перовой

Добавить комментарий