Два года назад семья начальника медсанчасти поселка Солнечный стала приемной для двух сестер
На вопрос, что толкнуло на такой серьезный шаг, Мария Сергеевна, не задумываясь, ответила: «Не полностью реализованное материнство. То, что есть хорошего внутри меня, хотелось кому-то передать».
И сразу же пояснила: «У меня один сын, он уже взрослый, ему двадцать один год, и у него практически уже есть своя семья – скоро отпразднуем свадьбу. Кстати, он женится на женщине, у которой есть дочка. Так что, мы легких путей не ищем, это у нас семейное. А второй причиной послужил пример Натальи Юрьевны Добродей, которую в нашем ЗАТО все хорошо знают, взявшей из осташковского детского дома несколько лет назад на воспитание двух сестер. Эта женщина – борец по жизни, и я такая же».
Летом 2012 года Мария Сергеевна ехала в осташковский детский дом совсем за другими детьми. Но, увидев семилетнюю Жасмин, выбежавшую ей навстречу вопреки тому, что до этого времени ничего подобного она не делала, кто бы не приезжал, потенциальная приемная мама сразу поняла – это её ребенок. Володе, мужу, девочка тоже понравилась. Понравилась она и сыну. Решение было принято – берем. Но вышло все не так просто. Девочка оказалась из многодетной семьи и вместе с ней в детдоме находились еще двое малышей – ее младшие братик и сестра. Была еще и старшая, девятилетняя Саша, помещенная в коррекционный дом-интернат в поселке Эммаус.
Познакомившись со всеми детками из этой семьи, Мария пребывала в нерешительности: кого же взять вместе с Жасмин? Всех четверых не потянуть; выбор помог сделать сын Дмитрий. Именно он сделал первый шаг. Подойдя к Саше, обняв её за плечики, позвал: «Поедем жить к нам, у меня мировая мама, и Жасмин там будет вместе с тобой». Я от такого его поведения испытала шок, а он мне заявил: «Ты любого ребенка поднимешь». И, увидев глаза девочки, о которой персонал дома-интерната говорил «необучаемая», я согласилась с сыном.
Вот уже два года сестры живут в Солнечном. Обе ходят в школу. В этом году они оканчивают второй класс, Саша – коррекционный. Помимо учебы занимаются английским языком, посещают детскую школу искусств. Жасмин увлекается музыкой, вокалом, а Саша замечательно рисует.
Обе девочки очень любят животных. Особая их страсть – лошади. Если бы было можно, они завели бы их дома. Но пришлось ограничиться котятами. Уже двух с помойки принесли. Они сами за ними ухаживают – моют, кормят. А еще в квартире живет огромный пес Форс, с которым сестры ходят гулять.
В связи с тем, что число домочадцев растет, Марии и Володе пришлось обменять квартиру на большую. Теперь они живут в новом доме на пятом этаже. Рядом – стадион, где Саша с удовольствием играет со сверстниками в волейбол.
А ещё девчонки любят свою бабушку Тамару Владимировну: «Ты у нас самая любимая!». Любят и маленьких детей, играют с ними, рисуют, сказки рассказывают, всячески опекают. «Если мы приходим в гости в дом, где есть малыши, то всем играм наши сестры предпочитают «нянчиться» с детворой. Взрослые могут быть спокойны», — гордится приемными дочками мама.
— Мы от этих двух девочек получаем столько ответного тепла, заботы. Они знают цену жизни. Столько тепла и добра родные дети не отдают. Как правило, они больше эгоистичны. Хотя по мере того, как девчонки освоились и стали своими в семье, они тоже порой начинают проявлять эгоизм. Но без него не проживешь, это нормально. И я даже где-то в глубине души рада, что у них стали появляться свойственные домашним детям черты характера. Впервые я заметила это на балу в Москве, устроенном президентом страны для детей — сирот, приемных и опекунских семей, на который мы были приглашены. Там моя Саша вдруг зажадничала, когда я предложила ей поделиться косметикой с другими детками, — вспоминает Мария Сергеевна. – Очень интересно наблюдать, что из трудного ребенка вырастет, какого человечка ты сможешь из него вылепить.
Приемные родители проводят с детьми много времени. За два неполных года они побывали в разных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ессентуках, Кисловодске, были в Белоруссии. Не раз поправляли детское здоровье в санаториях, ездили на море, катались вместе с папой на спортивном самолете. Вот и сейчас сестры замотивированы поездкой на море – учатся без двоек.
— Трудно вам с ними?
— Сейчас уже не так, как в первые полгода. Это было самое тяжелое время. А сейчас сумбур прошел, но все равно они у меня каждый миг на контроле. Где бы я ни находилась, далеко ли от дома или близко, я знаю, чем они заняты – остров у нас маленький, все на виду. И они об этом тоже прекрасно знают. Я им часто привожу наглядные примеры разной жизни. Как-то водила в подвал, чтобы девочки могли сравнить, где лучше жить – дома в благоустроенной квартире или под домом, с канализационными трубами. «Выбирайте, где хотите жить».
— В квартире у нас на самом видном месте висит плакат с номером телефона органов опеки. Жасмин и Саша в любой момент могут по нему связаться со специалистами, если в нашем родительском поведении им что-то покажется очень обидным. Но у нас самым большим наказанием является дневной сон. Девчонки его очень не любят, и мы этим пользуемся. Уроки не выучены вовремя? Значит, надо лечь поспать и со свежими силами приниматься за них опять! Дома не убрано? Значит, надо отдохнуть, выспаться и навести порядок! И так далее. В воспитательных целях ездим и в детский дом в Осташков. Чтобы не забывали, где сами недавно были, но и, конечно, подарки привозим.
— Младшие братик с сестренкой еще там?
— Нет, их тоже взяли в семью.
Есть, есть у нас неравнодушные люди, готовые протянуть руку помощи обездоленным детям, живущим порой в нечеловеческих условиях. Органы опеки вызволяют такую детвору и передают на воспитание людям, готовым щедро поделиться своей любовью и теплотою сердца с маленькими гражданами страны, попавшими в трудную, а то и опасную жизненную ситуацию. И чтобы эта ситуация перестала быть трудной, приемные родители отдают много сил, стараясь сделать своих подопечных счастливыми. Как правило, это им удается! Удалось это и семье Марии Сергеевны Головановой. Снимки на первой полосе — тому подтверждение. Первый из них сделан через два дня после появления сестер в ЗАТО Солнечный, а второй – спустя 10 месяцев (справа).
Галина БУКРЕЕВА
Фото из семейного архива