Программа переселения из ветхого и аварийного жилья — дело благое. Тут других мнений быть не может. Все мы с восторгом восприняли известие, что в городе, впервые спустя много лет, начнется строительство новых домов, да еще для таких благородных целей. И вот оно почти завершено, но вместо радостных возгласов переселенцев мы слышим их стенания.
В рамках этого небольшого, в сравнении с масштабом проблемы материала, попытаемся пролить свет на ряд ключевых вопросов, которыми задаются переселенцы.

Газобетон – надежен ли он?


Первым тревожным сигналом стали сообщения, что при постройке новых домов на улице Мира используются газобетонные блоки, из которых, якобы, нельзя строить здания выше двух этажей.
Мы проникли на стройку, сделали несколько снимков и попытались найти прораба. В этот день на месте его не оказалось – отбыл в Тверь. С нами согласился поговорить один из начальников стройки.
– Дома строятся из газосиликатного блока «H+H». Изготавливается он на заводе, построенном по финской технологии в Санкт-Петербурге. У каждого вида газобетона есть свои предельные нагрузки, которые он готов нести. Бывает тепловой, несущий нагрузки и что-то среднее. Проектировщики заложили в план газобетон, который несет нагрузки, но при этом обладает хорошим уровнем теплозащиты. Все материалы соответствуют техническим требованиям. Здания строятся по проекту, который разрабатывался проектным институтом. Это же не отсебятина. Проекты все у нас на руках. Желаете ознакомиться?
Мы ознакомились, убедившись в наличии живой печати и подписи, правда, только на титульном листе. Сделать фотографии проекта для подробного изучения нам не разрешили.
– Такие дома мы уже построили в Васильевском Мхе и Орше. В Лихославле сейчас такие же дома строятся. Мы не единственные, кто использует эти блоки.
Покидая стройку, нам важно было узнать, какого метража квартиры будут располагаться в новой четырехэтажке.
– Метраж квартир разный, – отвечал все тот же начальник. – Есть здесь и очень маленькие, и большие. От 16 квадратных метров и до 60. Но меньшую площадь, чем была, не дают. Большую дают, если доплатить.
Метраж самых маленьких квартир в новостройках нас поразил. Рабочих мы видели в вагончиках-времянках, кажется, большей площади.
Что касается газобетонных блоков, то чуть позже нам удалось найти в Интернете на них спецификацию. Эти материалы можно применять в несущих наружных стенах домов малой и средней этажности (до 4-5 этажей), а также в не несущих наружных стенах многоэтажных зданий при соблюдении приемлемой по конструктивным и экономическим соображениям толщины стен.

Жить, как на пороховой бочке


Пока редакция пыталась связаться со «счастливыми» переселенцами, переезжающими в бетонные будки (однушка с комнатой в пять квадратных метров – это все что угодно, но не квартира), выяснились поистине шокирующие подробности возведения новостроек. В это сложно поверить, но рабочие построили дома на газопроводе низкого давления.
Поверить действительно сложно, и мы обратились за комментарием к начальнику службы электрохимической защиты филиала «Газпром газораспределение Тверь» в Осташкове Владимиру Иванову.
– Это больная тема, реально существующая. Газопровод был проложен по переулку Зенитчиков через улицу Мира еще в 2008-м году. В том же году пущен газ. Что касается фундамента, мужики видели, как умельцы-строители даже вырез в нем специальный сделали, дабы трубопровод не повредить. Бетонные блоки были закопаны на полутораметровую глубину, глубина залегания газопровода примерно такая же. Чем это чревато, я думаю, вы и сами догадываетесь. Газопровод полиэтиленовый, дома построены на болоте без какой-либо укрепляющей части (сваи, например), то есть со временем будут проседать в грунт, а это приведет к разрыву сварных стыков на трубопроводе (полиэтиленовых муфт). Далее утечка газа и возможный взрыв…
Также начальник службы уточнил, что газопровод был проложен согласно проектной документации, а по правилам в охранной зоне газопровода (два метра по обе стороны) не должно быть никаких конструкций, препятствующих проведению ремонтных или других работ. Кроме того, по его словам, о газопроводе местным властям было известно, когда стройка еще даже не началась.
Возможное разрешение проблемы Владимир видит так: «Я думаю, заставят нас газопровод переносить, однозначно…». При этом он добавил, что, помимо финансовой стороны вопроса, чисто физически это сделать не так-то просто, да и не быстро, учитывая болотистость местности.

Тюремные камеры для детей и взрослых

В комментариях под фотографиями квартиры одной семьи (муж и жена с маленьким ребенком) много нецензурных слов в адрес лиц, ответственных за переселение. Эмоции действительно сложно удержать. Узенькое окошко, размером с одну створку нормального – полноразмерного окна, освещает помещение площадью чуть больше пяти квадратных метров. Комментаторы задаются вопросами и негодуют: «Это что такое??? Кладовка?», «Может, это санузел?», «Это конура? Там даже кровать не поставить», «У меня туалет больше. Как вообще туда можно кого заселить?».
И все же, это не туалет и не кладовка, а комната, в которой будут жить два взрослых человека и один ребенок. Помимо комнаты площадью 5,6 кв.м в квартире имеется кухня – пять кв.м. Три квадратных метра занимает санузел, а кроме него есть прихожая – четыре кв.м. Общая площадь помещений составляет около 18 кв.м.
Автор снимков задается вопросом: «Неужели нашим властям наплевать, как мы будем с детьми селиться?». Вопрос поддерживают еще несколько человек, ожидающих переселения: «Мы тоже ждём квартиру в этом доме. Я просто в шоке. Нет слов».
Вопреки тому, что мы услышали на стройке, переселенцам все же дают квартиры меньшей площади. Так в описанном выше случае квартира, из которой переселяется семья, имела площадь 20 кв.м. Кажется, что два квадратных метра — несущественная разница. Однако, следует учесть, что в этой квартире комната занимает 12 кв.м и в ней, хотя бы, можно разместить кровати и письменный стол.
В еще одном случае родственной семье сотрудника редакции предложили переселиться из ее аварийных 22 кв.м во все те же 18. Посмотрев на камеры (натурально тюремные камеры, иначе и не скажешь), она отказалась.

Без комментариев

За реализацию программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение – г. Осташков» на 2013-2017 гг.» ответственность несут городские власти. Мы попытались получить комментарий в городской администрации, обращались напрямую к человеку, который, мог бы ответить на наши вопросы, но он не захотел говорить. В Осташкове подобное поведение чиновников давно стало привычным делом. Получить вразумительные ответы становится все сложнее. Мы не оставим проблему переселения, отправим официальный запрос, но и на него, вероятно, придет очередная отписка.

Много ли квадратных метров нужно человеку?

Закончить хочется отсылкой к литературной полемике, возникшей в конце XIX века вокруг рассказа Льва Толстого «Много ли человеку земли нужно?»
Главный герой рассказа – крестьянин Пахом — был одержим страстью к стяжательству. Заезжий купец рассказывает ему, что башкиры продают землю за бесценок. Пахом отправляется к башкирам, которые объясняют, что за тысячу продадут ему столько земли, сколько он в состоянии обежать за день. Наутро тот пустился по степи наперегонки с солнцем. Когда оно зашло, у Пахома подкосились ноги, и он упал замертво перед хохочущим пузатым башкиром. «Ай, молодец! — закричал старшина. — Много земли завладел!». Поднял работник скребку, выкопал Пахому могилу, ровно насколько он от ног до головы захватил — три аршина, и закопал его.
Чехов в рассказе «Крыжовник» полемизировал с мыслью Толстого: «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку. < …> Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
Не уверен, что осташковские чиновники слышали об этом литературном споре, но две прослеживающиеся в нем философии они, так или иначе, извратили по-своему, создав на их основе свою уродливую мозаику. Многие из них стремятся завладеть усадьбой побольше и завоевать уж если не весь мир, то, по крайней мере, Осташков. При этом они забывают о том, какое пристанище ждет их в конце. С другой же стороны, они, ничуть не колеблясь, уже сейчас готовы загнать живых людей в бетонные могилы – по два квадратных метра на человека.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий