Картины художницы – это опыт осмысления исторического прошлого города, попытка выразить к нему свое отношение. Воспроизведенные с фотоснимков пейзажи и архитектура здесь тесно переплетены с фантазиями автора, что создает образ почти сказочного места, существующего вне времени. Таким Осташков нам хотелось бы видеть. Таким он когда-то был.
На счету Надежды Советниковой персональные выставки в Твери, Улан-Удэ, Борне, Цетхайне (Германия), Никеле, Печенге, Киркинесе (Норвегия) и Мурманске. Ее работы хранятся в частных коллекциях России, Белоруссии, Германии, Норвегии, Финляндии, Франции и США.

Заочно мы уже знакомы. В 2012 году в галерее прошла ее первая в Осташкове персональная выставка «Кое-что из жизни домовых». Если вам посчастливилось ее посетить, то наверняка вы помните некоторые картины. Так, например, на той, что называется «Тонкая материя», были изображены инопланетянин, кот и домовой, мирно сосуществующие в рамках одного сюжета.
Новая выставка Надежды представляет особый интерес. Это художественно-историческая экспозиция, посвященная Осташкову. Его прошлому и настоящему. Получилось так оригинально, что мы решили обязательно познакомить читателей с творчеством гостьи из Мурманска. Директор галереи Татьяна Колпигина организовала нашу встречу, и теперь мы имеем возможность подробно рассказать вам об этой художнице.
Ее дед и прадед были богомазами. Жили они на финской территории, а после войны были репрессированы в поселок Выползово Бологовского района. Там и родилась Надежда.
– В 70-х мы впервые приехали в Осташков, – рассказывает художница, – здесь я закончила Детскую школу искусств, затем Тверское областное художественное училище им. А.Г. Венецианова, а вскоре вышла замуж за коренного осташа Сергея. Его карьера военного (сейчас подполковник в отставке) предполагала частые переезды: пять лет в Забайкалье, еще пять в ГДР, затем Одесса, а в 1994-м мы вернулась в Осташков. Я даже успела немного поработать в школе искусств, а еще через год мы оказались в Мурманске, где и живем вот уже 20 лет. Там я преподаю изобразительное искусство в изостудии «Розовый слон» Дворца творчества «Лапландия».
Сергея всегда непреодолимо тянет в Осташков, да и сама художница питает особую привязанность к этим местам. Каждое лето они приезжают на Селигер.
– В мае я привезла выставку «Осташков в капельке дождя». В основе многих работ лежат старые фотографии, которые я нашла в Интернете. Но я не могу просто один в один перенести снимок на полотно. Все они прошли через меня. Прописывая каждый домик, завиток, ворота, я влюблялась в эту архитектуру.
В дали виднеется театр и колокольня. На переднем плане базарная площадь. По ней прогуливаются и выбирают товары горожане, надевшие свои лучшие наряды. Центральную часть композиции занимает увлеченный работой художник. Так выглядит эскиз Надежды Советниковой «Осташков. XIX век. Базарная площадь». На другом холсте изображен перекресток улицы Тимофеевской и переулка Советского, а на нем расположилась наша знаменитая пожарная каланча. Эти и еще несколько картин-реконструкций, отсылающих к истории Осташкова XIX века, имеют общую особенность: по переднему плану, словно по оконному стеклу, от самых рам стекают крупные капли дождя. С выставкой мы знакомились в один из дождливых дней, коих этим летом у нас в изобилии, и это создавало необычное ощущение: будто смотришь в волшебные окошки, через которые можно попасть в прошлое. Стоит руку протянуть.
– Через призму дождя мы видим архитектуру XIX века, – раскрывает название и замысел выставки Надежда, – видим то, что было полтора столетия назад. Какой это был хороший, аккуратный и замечательный город! Я читала различные источники и фантазировала о том, как жили люди в то время.
Надежда Советникова действительно много знает об истории Осташкова, и потому о современном его состоянии не может говорить без сожаления: «Как жаль, что не сохранился дом Суравкова…», «Как же может находиться в таком жутком запустении могила Савиной?», «А в каком виде дошел до нас мемориал Магницкому?», «А дома?», «А грязюка какая у вас?!» – На это больно смотреть, – признается художница, – что ж вы так, осташи?
Интересно было посмотреть на две работы художницы, написанные с натуры – «Нилова пустынь» и «Залесье». Подробнее остановимся на первой. Редкий мастер, владеющий кистью и побывавший в наших краях, сумел обойти вниманием тихую обитель, называемую жемчужиной Селигера. Но и этот привычный вид на монастырь у Советниковой получился сказочным. Цветовая палитра полотна, то, как оформлен берег, и подход к воде, да и само озеро – буквально все элементы композиции намекают на то, что в любой момент из глубины на поверхность может подняться русалка.
Другой блок представленных на выставке работ стал продолжением сказочной темы и возвращает нас к той первой выставке, что мы видели два года назад. Загадочные существа из недоступного простым людям мира смотрят на нас с картин и рассказывают свои истории. Предлагают поверить в них и перенестись в мир безмятежного детства.
В своих работах Советникова использует флористику и декупаж. Кроме того, в этом году она начала делать кукол из фимопластика. Две самых первых – «Эля и эльф» и «Девочка и домовой» вы можете увидеть в витражах галереи. Наше знакомство с выставкой завершилось триптихом «Кукольные истории». – Это для моей внучки Алисы, которой сейчас всего годик, – сообщила Надежда, – украшу ее комнатку.
Выставка Надежды Советниковой оставила самые приятные впечатления, а сама она, похоже, знает какой-то секрет. Так свободно мыслить и видеть то, чего не дано другим, обычно могут только дети. Как же ей удалось сохранить это в себе? Мы уже задавались похожим вопросом, когда познакомились с санкт-петербуржской художницей Элеонорой Альметьевой. Они очень разные по своему характеру. Их работы отличаются стилем и техникой. Можно было бы сказать, что они совсем не похожи, но это не так. Каким-то непостижимым образом они сумели сберечь хрупкую связь с тем невидимым миром, существующим параллельно нашему. Те, кто соприкасается с ним – обретают счастье и получают исцеление от экзистенциального кризиса взрослых.
– Мы видим далеко не все, – сообщила Надежда, – об этом говорили известные художники. Человек многое теряет с годами, становится черствее и менее восприимчивым к тонким материям. А кто знает, может быть действительно есть среди нас домовые и инопланетяне?! Вы спрашиваете, как сохранить свободу и гибкость мышления? Это непросто. В изостудии я стараюсь развивать у детей фантазию и цветовидение. Нарисовать горшок может каждый, а вот думать и воспринимать мир по-своему, понять характер предметов, представить их образно, этому надо учиться.
Выставка «Осташков в каплях дождя» продлится до конца лета. Кроме того художница пополнила своими работами постоянную экспозицию галереи.
Андрей РЯБОЧКИН
Фото автора

Добавить комментарий