Впервые о школе упоминается в 1895 году. Но тогда она была лишь начальной. Только в 1955 году, после перевода старших классов из Рвеницкой школы в Свапуще, местная школа стала семилетней, а в начале 1960-х годов, после принятия закона о всеобщем обязательном 8-летнем образовании — восьмилетней. В те годы в ней продолжали обучение дети из Игнашовской, Ивановской и Рвеницкой начальных школ. Для них был построен интернат. Сейчас в нем нет необходимости, так как детей к месту учебы, в соответствии с региональной программой, доставляет из трех деревень школьный автобус. В настоящее время постигают азы наук 51 учащийся, в том числе и беженцы с Украины.
Директором после войны был Колосов Михаил Николаевич.
В 1956 году обновилось руководство школы: директором назначили Великопольцева Алексея Ивановича — человека энергичного, умного, способного и убедить и вдохновить. Карья Ольга Степановна, которая пришла на смену Алексею Ивановичу в 1980 году, видела основную задачу в сплочении учителей, учеников и родителей в монолитный, сильный, работоспособный коллектив. При её организаторском таланте, интеллигентности и замечательных кадрах ей удалось это сделать. Школа становится заметной в районе: её пионерская дружина признается лучшей. В 1983 году происходит ещё одно заметное событие — открытие музея Боевой славы.
С 1988 года школу возглавляет почётный работник общего образования Ференчук Надежда Алексеевна. Продолжается переход на кабинетную систему обучения. Надо было организовать педагогический коллектив на победы и успех, идти в ногу со временем: для всего коллектива создавать комфортные условия пребывания в школе, укреплять материально-техническую базу; учителям — осваивать инновационные технологии, а затем – информатизация, компьютеризация.
Авторитет школы рос благодаря работоспособным, творческим, энергичным, методически грамотным учителям, их отличал профессионализм, преданность профессии, творчество, инновация.
Нельзя не назвать тех, кто проработал в школе долгие годы, каждый день честно отдавая свои знания и силы детям: Лемешева Валентина Петровна, Великопольцевы Алексей Иванович и Валентина Юрьевна, Поздняковы Игорь Леонидович и Ирина Маркеловна, Карья Ольга Степановна; Серкова Раиса Ивановна, которая до сих пор трудится в школе уже 40 лет.
Большой вклад в дело воспитания, организацию походов, вечеров, встреч, конкурсов, пионерских сборов и слетов внесла Жукова Елена Николаевна.
Гордостью школы являлись и являются учителя начальных классов, они кропотливо и настойчиво учили своих воспитанников азам грамоты и счета, воспитывали в них аккуратность, прилежание, развивали их способности.
В настоящее время начальная школа работает по одной общеобразовательной программе. Уровень подготовки детей к школе различный. Ребятишки, которые посещали детский сад, лучше готовы к школе, чем «домашние» дети. Поэтому перед учителями начальных классов и учителями-предметниками, работающими в 5-м классе, стоит задача выравнивания стартовых возможностей учащихся. И они, можно сказать, с ней успешно справляются: на протяжении последних лет наблюдается положительная динамика по усвоению стандартов образования.
В 9-м классе осуществляется предпрофильная подготовка, ведутся элективные курсы, способствующие самоопределению, расширению кругозора учащихся в предметной области, углубляющие знания по избранному учебному профилю.
В школе работают семь учителей. Пятьдесят процентов из них — её выпускники.
Школа работает по трем основным направлениям: экологическому, военно-патриотическому и краеведческому.
Экологическое ведет учитель биологии Яковлева Елена Николаевна. У неё есть такой предмет как «Экология растений». Большой раздел в нем занимает биологическое краеведение. Связь с уроками прослеживается в работе кружка «Юный эколог», который ведет Елена Николаевна. В ходе исследований школьники учатся наблюдению за объектом, приобретают навык работы с приборами и оборудованием, осваивают методики контроля состояния окружающей среды, формируют базу данных, анализируют результаты и делают выводы. Ряд исследовательских работ связан с изучением водных объектов и лесов. При этом используется оборудование, полученное по нацпроекту как базовая школа.
В школе проводятся научно-практические конференции учащихся. Они способствуют интеллектуальному и творческому развитию детей, популяризации наук, установлению и расширению контактов между учащимися различных школ.
Педагоги считают, что детские конференции должны носить обучающий характер. При этом от школьников не ждут открытий в области большой науки, важно и ценно то, что каждый из участников путем самостоятельного исследования делает свое открытие.
Результат – успешные выступления учеников на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Например, выпускница Екатерина Немцова была стипендиатом подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России».
На уроках технологии учителя Ференчук Николая Николаевича ребята выполняют творческие проекты, которые включают в себя обсуждение состояния вопроса и выбор проекта (ковш, ложка, кормушка, коврик), варианты конструкций и выбор конструкции, расчет себестоимости, технологию изготовления, составление технологической карты, изготовление изделия. Школьники обсуждают результаты и делают выводы, учатся защите проекта, также учатся писать отчет об экскурсиях, например, на ООО «Софья», с которой школа сотрудничает и которая ей во многом помогает.
Плодотворно трудятся и другие учителя. Интересно проходят предметные недели. Учитель русского языка Марсова Валентина Александровна (она же и библиотекарь) традиционно проводит с выдумкой, костюмированными представлениями, путешествиями Книжкину неделю, бал литературных героев. Учитель географии и физвоспитания Андреева Валентина Геннадиевна проводит Дни здоровья, спортивные соревнования, ей принадлежит создание новой традиции — проведение Дня театра. Учитель математики Серкова Раиса Ивановна знакомит учащихся с выдающимися математиками. А на 1-й ступени образования плодотворно трудится учитель Ракитина Елена Борисовна.
Результаты сплоченной и творческой работы коллектива налицо: призовые места на районных, областных и всероссийских олимпиадах и конкурсах.
А за успехи школа поощряет. Выработана целая система, которая позволяет поддержать, оценить и отметить достижения участников каких-либо исследований, выступлений, так как похвала и признание – это «ценный витамин роста», мотивация на продолжение работы. Призы, дипломы, грамоты, благодарности и благодарственные письма (в том числе и родителям), вручение бесплатной путевки на экскурсию, бесплатная экскурсия для класса-победителя и прочее–всё это используется в качестве поощрений.
Стимулирующий фактор сыграл свою положительную роль: сами учителя стали принимать участие в конкурсах различного уровня (региональных и всероссийских).
Сделано немало, но коллектив понимает, что время требует идти дальше достигнутых результатов, применять новые подходы в решении задач модернизации системы образования. И это свапущенским учителям удается.
В школе имеются компьютерный класс, интерактивная доска, библиотека с книжным фондом более 4000 экземпляров книг (по мнению педколлектива, её необходимо пополнить современными словарями и энциклопедическими изданиями), школьная столовая, рассчитанная на 40 посадочных мест, учебно-опытный участок.
В школе наблюдается положительная тенденция по освоению стандартов образования, сорок процентов ребят в начальных классах и тридцать в 5-9-х классах обучаются на «4» и «5» при 100% успеваемости в последние годы. Итоговую государственную аттестацию сдают успешно все учащиеся.
Выпускники – особая гордость. Сложно сосчитать всех учеников, которым дала путевку в жизнь эта сельская школа.
За 120 лет аттестаты об основном общем образовании получили более полутора тысяч выпускников, из них двое — с аттестатом особого образца. Многие нашли свою дорогу в жизнь, стали квалифицированными специалистами. Среди них учителя высшей и 1 категорий, воспитатели, врачи высшей категории, военные, судья, менеджеры, руководящий состав ООО «Софья» и пожарной части, работники связи, Почты России, продавцы, много предпринимателей, даже водитель школьного автобуса — то есть работники почти всех сфер. Многие из них за свой самоотверженный труд награждены правительственными наградами.
Не секрет, что сельским школам живется труднее. Но, несмотря на это, Свапущенская школа жива. И хочется верить, что у неё не только славное прошлое, хорошее настоящее, но и прекрасное будущее!
С праздником, с большим юбилеем!
Галина БУКРЕЕВА