В семейную жизнь они умчались на тройке быстрых лошадей

Симпатичный снеговик во дворе в ярком головном уборе в виде красного детского ведёрка приветливо раскинул руки-ветви. Из дверей дома выглянул и сам хозяин: «Заходите, заходите! Что-то я просмотрел, как вы мимо окон прошли. А всё поджидал, поглядывал».

 


Небольшая квартирка, где проживают супруги Пуршнёвы, оказалась очень уютной и тёплой, несмотря на то, что находится в старом деревянном доме, скорее всего, дореволюционной постройки.
— Когда мы переехали со Смоленщины в Осташков, этот дом дышал на ладан: прохудившаяся крыша, прогнившие оконные рамы. Писал во все инстанции. Мастер домоуправления Мария Николаевна Вересова может подтвердить, что я им все пороги обил, добиваясь ремонта. Потом написал Дмитрию Зеленину, который в те годы был губернатором Тверской области. Только после этого починили крышу. Привёл в порядок и двор, заросший травой с меня ростом. Всё выкосил. А теперь у нас есть даже маленький огородик. Всего понемногу сажаю: и картошку, и лучок, морковку, огурчики. Зачем это я буду в магазине покупать, если земля рядом с домом есть?! Мы всю жизнь своё хозяйство имели, не только огород, но и трёх коров держали, телят, поросят, овец, кур, гусей. А как же? Детей двоих надо было поднимать, и внучку мы с месячного возраста растили с женой. Дочь Наташа в те годы училась в Осташковском финансовом техникуме, вот мы и взяли Ирочку к себе в Сычёвку, — неторопливо повествует Владимир Егорович.
— Взяли меня вот такой, — чуть приподнимает от пола руку внучка, — а родителям вернули вот такой, — рука замирает на уровне подлокотников кресла, в котором сидит бабушка Зоя Николаевна. — Я и звала их мамой и папой. Когда родители приехать забирать меня, пятилетнюю, очень удивилась, что есть ещё мама и папа.
Ира садится на ручку кресла, обнимает бабушку, а та вытирает слёзы, вспоминая прожитые годы.
Родилась Зоя Николаевна в деревне Никольское Смоленской области. Окончила там восьмилетку и работала в детском саду воспитателем. Несколько раз в неделю из Сычёвки приезжал к ним в деревню киномеханик Володя, показывал кино, после которого молодёжь устраивала танцы. В Никольском и свела судьба Зою и Владимира. Влюбился он в скромную красавицу.
— Это ещё до армии было. Ездил по селам, крутил кино в клубах. Там и встретил свою даму, — улыбается собеседник. — А как отслужил, так через два месяца мы и поженились. Вот завтра, 21 января золотую свадьбу отметим. Пятьдесят годочков вместе. Вырастили сына и дочь. Александр живёт в Белоруссии. Его после окончания восьмилетки в Сычёвке забрала к себе моя родная сестра — нас в семье было шестеро: три сестры и три брата.
Дочь Наташа здесь живёт, в Осташкове, работает в «Луче». Сюда, поближе к ней мы перебрались, когда у меня инфаркт случился. Очень жаль было покидать родные места. Я там дом построил, только семь лет удалось пожить в нём. Болезнь заставила всё продать и переехать. А так я и родился, и учился, и работал в Сычёвке на Смоленщине. После окончания семилетки устроился рабочим на хлебоприёмное предприятие, потом выучился на электромонтёра в городе Рыбинске. Вернулся на свой завод, поработал немного и ушёл на железную дорогу. Тридцать лет трудился там по своей специальности — электромонтёром. А жена Зоя Николаевна сорок два годочка отработала медсестрой. Когда мы поженились, она устроилась в больницу. Окончила двухгодичные курсы медицинских сестёр, работала в хирургическом отделении и в реанимации. Имела высшую квалификацию по специальности «Сестринское дело».
Внучка Ира унаследовала от бабушки доброе сердце и сострадание. Она то и дело присаживалась к старушке на диван, когда та, устав, прилегла. Гладила её, успокаивала: Зоя Николаевна разнервничалась от нахлынувших воспоминаний, не раз принималась плакать. А волноваться ей нельзя: год назад она перенесла инсульт и инфаркт.
Трудная жизнь прожита у супругов Пуршнёвых. Всякое было. Но все невзгоды и беды стояли они рядышком, плечом к плечу, поддерживая друг друга.
— Я, конечно, жене уступал: связываться с женщиной — только нервы себе трепать. И пример моих родителей всегда в памяти был: жили в мире, нас, шестерых, растили. И я так: сначала детей растил, потом внуков. Да и теща у меня такая строгая была! Мы, когда поженились, у неё в Никольском жили. И свадьбу там играли. Расписались в сельсовете, сели на тройку лошадей. Метель, снега метра три высотой. На повороте к дому сани увязли, мы на снег вывалились, — помолодело лицо и расправились плечи рассказчика. — А сейчас что? Разве это снег?
Статус супругов Пуршнёвых вот-вот должен повыситься. В январе внучка Ксюша, что живёт в Белоруссии, собирается родить.
— В прошлом году ездили к ней на свадьбу. Теперь вот ждём правнучку – уже знаем, что будет девочка. А ещё одна внучка, Катя, заявила мне, когда я намекнул, что и ей пора семью заводить: «Дед, лет пять ещё не буду выходить замуж». Вот такие разные. Они обе имеют высшее экономическое образование, а наша самая первая, старшая Ирочка получила два образования. Здесь в Осташкове окончила торгово-экономический колледж – у неё диплом менеджера. И в механическом техникуме выучилась на юриста, — гордится внучками Владимир Егорович.
Жизнь продолжается. Надо правнучку повидать, понянчить. А там, может, и правнуки появятся: девчонок в этой семье — явный перевес.
Хорошего здоровья вам, благополучия, уважаемые Зоя Николаевна и Владимир Егорович! Отдел ЗАГС и редакция газеты «Селигер» поздравляют вас с красивой, золотой датой семейной жизни!

Галина БУКРЕЕВА

Добавить комментарий