Среди жителей деревни Заборки, участвовавших в Великой Отечественной войне, есть те, на долю которых выпало наитягчайшее испытание — пребывание в фашистском плену. Сегодня — история боевого пути Петра Яковлевича Козлова (1911–1942 гг.).

Пётр Яковлевич — уроженец деревни Заборки, сын Якова Михайловича и Анисьи Михайловны Козловых. Его младшие братья Александр (1917 г. рождения) и Иван (1921 г. рождения), о которых мы знаем, к сожалению, очень мало, тоже участвовали в Великой Отечественной войне.

К началу войны Пётр Козлов был женат. Адрес его жены Прасковьи Михайловны (а значит, скорее всего, и Петра) в документах воинского учёта указан как: Осташков, Кирпичный завод, дом 2, но в личной карточке военнопленного, которая заполнялась со слов Петра, значится село Новые Ельцы. Видимо, супруги проживали в Новых Ельцах.

Мемориал на интернациональном кладбище узников лагеря военнопленных Шталаг IА Штаблак в посёлке Фурманово Багратионовского района Калининградской области

С началом войны Пётр был призван на фронт Осташковским районным военкоматом. Впоследствии Прасковья, не получив ни одного письма от мужа с фронта, обращалась в военкомат, пытаясь узнать его судьбу. В результате Пётр Козлов по стандартной процедуре, не предполагавшей какого-либо надлежащего розыска, был признан пропавшим без вести в сентябре 1941 года. Вероятно, судьба его и место упокоения так и остались для Прасковьи Михайловны неизвестными.

Сегодня мы знаем, что красноармеец 639-го артиллерийского полка 181-й стрелковой дивизии Пётр Козлов попал в плен. К сожалению, неизвестна точная дата его пленения (известно лишь, что он попал в плен не позднее сентября 1941 года), в силу чего невозможно точно определить, где именно и при каких обстоятельствах он был пленён.

181-я стрелковая дивизия к началу Великой Отечественной войны дислоцировалась в латвийском Гулбене. К началу июля 1941 года, добравшись под натиском противника до Псковской области, заняла оборону северо-западнее Опочки. Через несколько дней, в связи с прорывом фронта танковыми частями противника, дивизия со значительными потерями была вынуждена отойти на новый оборонительный рубеж по берегу реки Великой и, сократившись до 1500 штыков, заняла оборону в районе Пушкинских Гор.

Обороняясь на этом рубеже, 18 июля дивизия вновь попала в окружение перешедшего в наступление противника, выйти из которого смогли не более 900 бойцов и командиров. Дивизия при этом лишилась всей артиллерии. 30 июля артиллерийские части дивизии (639-й полк Петра Козлова и 640-й гаубичный артиллерийский полк) были направлены на формирование и из состава дивизии выбыли.

В первой половине августа, пополняясь выходившими из окружения бойцами и командирами, дивизия вела оборонительные бои на рубеже Поддорье — Холм в Новгородской области, а 25 августа была вынуждена отступить на восточный берег реки Ловать, отходя с напряжёнными боями на восток в демянском направлении.

Личная карточка военнопленного

С занятием противником Демянска дивизия вновь оказалась в окружении, а 11 сентября противник, развивая свой успех, уже захватил Свапуще и Коковкино в районе озера Селигер. Выходившие из окружения военнослужащие дивизии присоединялись к частям, занимавшим восточный берег озера, а 16 октября 1941 года дивизия была расформирована.

Сохранилась личная карточка военнопленного, оформленная на Петра Яковлевича Козлова в лагере военнопленных, в котором он содержался. Это лагерь Шталаг IA Штаблак, находившийся в Прейсиш-Эйлау в Восточной Пруссии (с 1946 года город Багратионовск Калининградской области).

Несмотря на то, что карточка заполнена частично, из неё мы узнаём некоторые данные. Красноармеец 639-го артиллерийского полка Пётр Козлов в мирной жизни был рыбаком, а из лагеря военнопленных в составе рабочих команд трижды направлялся на работы: дважды в Кёнигсберг (с 1946 года Калининград) — 30 сентября 1941 года и 26 февраля 1942 года; и один раз в лагерный лазарет в Гумбиннен (с 1946 года город Гусев Калининградской области) — 16 января 1942 года. Помимо личных данных, на его карточке мы видим страшную отметку — оттиск штампа в виде креста. Такая отметка на многих карточках советских военнопленных. Она ставилась при снятии военнопленного с учёта и означает: умер в лагере.

Военнопленный номер 282, наш земляк Пётр Яковлевич Козлов умер в лагере военнопленных Шталаг IA Штаблак 1 марта 1942 года. Погибших в таких лагерях хоронили на кладбище, которое находилось в районе посёлка Кляйн Дексен (с 1946 года посёлок Фурманово Калининградской области) западнее Прейсиш-Эйлау. Сегодня на этом месте, называемом интернациональным кладбищем узников лагеря военнопленных Шталаг IА Штаблак, открыт мемориал.

Пётр Яковлевич Козлов увековечен в Книге памяти Тверской области как уроженец деревни Заборки и Книге памяти «Назовём поимённо. Калининградская область» как военнопленный, погибший на территории Калининградской области.

Юлия Орлова
Сообщество «Деревня Заборки на озере Селигер» в социальной сети «ВКонтакте»

Добавить комментарий