и выложит их позже на мольберт

Тема Отечественной войны 1941–1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и театральных постановках.

Участники сражений становились героями живописцев, скульпторов, графиков. И хотя мы празднуем уже 75-ю годовщину Победы, продолжается творческое осмысление этого великого и трагического периода мировой истории и воплощается в новые произведения искусства. Представим лишь некоторых наших земляков.

Михаил Павлович Бобышов родился в деревне Погорелое Осташковского уезда 19 ноября 1885 года. Война застала Михаила Павловича в Ленинграде. Во время блокады, уже больной, он трудился над созданием серии произведений, отображающих жизнь города-героя. Серия работ «Ленинград в дни войны и победы» является не только художественным произведением, но и документом исторической значимости, проникновенно отражающим суровую действительность города в дни блокады.

Зимой 1942-1943 года М.П. Бобышов работал в Калинине над декорациями к пьесе А. Каплера «Партизаны». Здесь также создал серию работ, посвящённых освобождённому от немецко-фашистских захватчиков областному городу Калинину. На картинах художника мы видим суровую правду войны – руины на месте памятников архитектуры, когда-то с любовью выстроенных нашими предками.

Виталий Михайлович Петухов (1924–2008) – участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Славы и Отечественной войны. В 1941 году он возглавил комсомольский отряд по нейтрализации бомб во время налетов вражеской авиации на станцию Черный Дор. В 1943 году пулеметчик Петухов сражался на Курской дуге, был ранен. Герои и сюжеты его живописных работ вполне мирные: Селигер, труд рыбаков и водников, Нилова пустынь…

Борис Федорович Карпов (1925 – 2012) также с ранних лет защищал Родину. В шестнадцать лет участвовал в строительстве оборонительных сооружений, под обстрелами и бомбежками работал кочегаром, матросом на селигерских пароходах. Воевал на Дальнем Востоке, награжден боевыми медалями. Оставил художественные свидетельства о войне и последствиях вражеского нашествия на осташковской земле.

К поколению, заставшему войну подростками, относится Леонард Иванович Алехов (1930–2000). Тема священной войны проходила через все его творчество. Это и подвиг краснодонцев (для создания скульптуры он ездил на место подвига комсомольцев, изучал документы), и образ героини-партизанки Лизы Чайкиной, и последние минуты жизни девушек-партизанок Любы Богомоловой и Пани Никифоровой, и послевоенные встречи с ветеранами — защитниками Селигерского края. «Что касается Великой Отечественной войны, то хотя художественное произведение и не является документом, старался добиться пронзительной правды. … Я не мог не отразить то, что прошло через мою жизнь и глубоко запало мне в душу», — говорил художник.

Хранятся в коллекции Осташковского краеведческого музея работы других осташковских художников, посвященные теме народного подвига в годы Великой Отечественной войны и памяти о нем, отображенные как свидетелями тех лет, так и мастерами последующих поколений.

Наталья Артюхова,
научный сотрудник Осташковского краеведческого музея

Добавить комментарий